Положение «О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)»

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 1 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 2 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

РМТ-СК-П-64-2014

Содержание
Предисловие
Введение
1. Наименование
2. Область применения
3. Обозначения и сокращения
4. Общее положение
5. Структура и содержание основной профессиональной образовательной
программы
6. Порядок

разработки

и

утверждения

основной

профессиональной

образовательной программы
7. Оценка

эффективности

деятельности

образовательного

учреждения,

реализующего основную профессиональную образовательную программу
СПО
8. Структура основной профессиональной программы
9. О действии настоящего Положения
Лист регистрации изменений

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 3 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

Предисловие

Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской
Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании»; Федеральными
государственными образовательными стандартами среднего профессионального
образования;

Письмом Минобразования России от 20.10.2010

г. №

12-696

«Разъяснения по формированию учебного плана ОПОП СПО»; Письмом
Минобразования России от 27 августа 2009 г. «Разъяснения по формированию
примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и
среднего

профессионального

образования

на

основе

Федеральных

государственных образовательных стандартов начального профессионального и
среднего профессионального образования»; Письмом Минобразования России от
27 августа 2009 г «Разъяснения по формированию примерных программ
профессиональных модулей среднего профессионального образования на основе
Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

начального

профессионального и среднего профессионального образования».

Вводится с момента утверждения.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 4 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

Введение

Основная
содержание

профессиональная
и

образовательная

организацию

программа

образовательного

процесса

определяет
среднего

профессионального образования.

1. Наименование
В целях обеспечения правильной документации для включения в Перечень
нормативной документации техникума принято следующее наименование
данного документа: Положение «О разработке и утверждении основной
профессиональной образовательной программы (ОПОП)»

2. Область применения
Настоящее Положение используется для организации учебно-воспитательного
процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО администрацией,
преподавателями, мастерами производственного обучения в целях обеспечения
его эффективного функционирования.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 5 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

РМТ-СК-П-64-2014

3. Обозначения и сокращения
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования
ГАПОУ

РБ

РМТ

образовательное

–

Государственное

учреждение

Республики

автономное

профессиональное

Бурятия

Республиканский

межотраслевой техникум
ПМ – профессиональный модуль
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа
УМК – учебно – методический комплекс
ФИРО - федеральным институтом развития образования
СПО – среднее профессиональное образование

т.п. – тому подобное
т.д. – так далее

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 6 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

РМТ-СК-П-64-2014

4. Общие положения
4.1. Основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП)
направлена на развитие у студентов таких качеств личности, как ответственность,
гражданственность, патриотизм, стремление к саморазвитию и раскрытию своего
творческого потенциала, владение культурой мышления, сознание социальной
значимости профессии и устойчивого интереса к ней, способность принимать
организационные решения в различных социальных ситуациях и готовность нести
за них ответственность, умение критически оценивать собственные достоинства и
недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних, а
также формирование общих компетенций.
4.2. Разработанная ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»
ОПОП по профессиям и специальностям должна обеспечивать достижение
обучающимися результатов освоения основной и вариативной части ОПОП в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС
СПО).
4.3. Основная профессиональная образовательная программа (далее - ОПОП)
СПО

обеспечивает

установленных

достижение

обучающимися

соответствующими

результатов

федеральными

обучения,

государственными

стандартами.
4.4. ОПОП СПО состоит из:
- учебного плана;
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 7 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

РМТ-СК-П-64-2014

- календарного учебного графика;
- рабочих программ учебных дисциплин;
- рабочих программ профессиональных модулей;
- программы учебной и производственной практики.
4.5. Техникум перед началом разработки ОПОП определяет ее специфику с
учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и
работодателей,

конкретизирует

конечные

результаты

обучения

в

виде

компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
4.6. При формировании ОПОП техникум:
- использует объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП,
увеличивая объем времени на дисциплины и модули обязательной части либо
вводя

новые

дисциплины

и

модули

в

соответствии

с

потребностями

работодателей и спецификой своей деятельности;
- определяет для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля
профессию рабочего, согласно приложению к ФГОС (если в ФГОС отсутствует
перечень

возможных

профессий,

то

обращается

к

Общероссийскому

классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных
разрядов);
- в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей четко
формулирует

требования

к

результатам

их

освоения:

компетенциям,

приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
- обеспечивает эффективную самостоятельную работу обучающихся;
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 8 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

- предусматривает использование в образовательном процессе активных и
интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой
для формирования и развития общих и профессиональных компетенций
обучающихся.
4.7. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой
вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку
обучающихся. Предусматриваются следующие виды практик: учебная и
производственная.
4.8.

Реализация

ОПОП

по

специальности

должна

обеспечиваться

педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
4.9. ОПОП обеспечивается учебно-методической документацией по всем
дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.
4.10.

Реализация ОПОП по специальности обеспечивается выполнением

обучающимися лабораторных работ и практических занятий и освоением
профессиональных

модулей

в

условиях

созданной

соответствующей

образовательной среды в зависимости от специфики вида профессиональной
деятельности.
4.11. Качество освоения ОПОП, в том числе по общеобразовательному циклу,
оценивается в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
4.12. Техникум

ежегодно обновляет ОПОП в части состава дисциплин,

профессиональных модулей, содержания рабочих программ учебных дисциплин и
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 9 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

профессиональных модулей, программ учебной и производственных практик,
методических материалов;
5. Структура и содержание основной профессиональной образовательной
программы
5.1. Требования к структуре ОПОП СПО, которая должна быть отражена в
рабочем учебном плане:
Основная профессиональная образовательная программа по специальностям СПО
и профессиям НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
— общего гуманитарного и социально-экономического;
— математического и общего естественнонаучного;
— профессионального;
и разделов:
— учебная практика;
— производственная практика (по профилю специальности);
— производственная практика;
— промежуточная аттестация;
— государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной
квалификационной работы).
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 10 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

5.2. Основная профессиональная образовательная программа должна содержать:
1) Цели реализации основной профессиональной образовательной программы
СПО, реализуемые ГАПОУ РБ «РМТ», по профессиям/специальностям.
2) Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП по
профессиям/специальностям,

которая

включает:

область

и

объекты

профессиональной деятельности выпускника, виды и задачи профессиональной
деятельности, компетенции выпускника, формируемые в результате освоения
данной ОПОП.
3) Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного
процесса при реализации ОПОП:
-

рабочий

учебный

план,

содержащий

график

учебного

процесса,

обеспечивающий введение в действие и реализацию требований ФГОС,
определяющий объем максимальной и обязательной

аудиторной нагрузки

студентов и учитывающий рекомендации по разработке учебного плана ОУ,
предложенных Минобрнауки РФ и ГОУ ФИРО (федеральным институтом
развития образования);
- рабочие программы учебных дисциплин;
- рабочие программы профессиональных модулей;
- программы учебной и производственной практики;

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 11 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

РМТ-СК-П-64-2014

-

программы

государственной

итоговой

аттестации

по

профессиям/специальностям;
- программа воспитательной работы техникума, обеспечивающая развитие общих
компетенций выпускников.
4) Требования к условиям реализации ОПОП:
—

обеспечение

педагогическими

кадрами,

реализующими

ОПОП

по

профессиям/специальностям в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов;
— учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса;
— нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения
обучающимися ОПОП: фонда оценочных средств для проведения промежуточной
и итоговой аттестации;
— материально-техническое обеспечение учебного процесса.
6. Порядок разработки и утверждения основной профессиональной
образовательной программы

6.1. На первом этапе разработки ОПОП определяются конечные цели, которые
должны быть достигнуты в части содержания и организации образовательного
процесса. Основанием для этого являются требования ФГОС к компетентностной
характеристике выпускника по профессии/специальности.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 12 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

РМТ-СК-П-64-2014

6.2. На втором этапе проектирования ОПОП разрабатывается ее содержательная
часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу
действий по достижению установленных целей.
На этом этапе решаются следующие задачи:
- определяется полный перечень дисциплин ОПОП (с учетом вариативной части);
-

устанавливается

целесообразное

соотношение

между

теоретической

и

практической составляющими содержания образования;
- определяются наиболее эффективные, с точки зрения достижения поставленных
целей, виды

учебных занятий, итоговых аттестаций по дисциплинам и

междисциплинарным курсам;
- определяются виды образовательных технологий: оптимальное сочетание
традиционных и инновационных методов и технологий обучения.
6.3. Третий этап формирования ОПОП включает разработку рабочих программ
учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с данными
учебного плана в части количества часов, отведенных на их изучение, и с ФГОС в
части

требований

к

умениям,

знаниям,

профессиональным

и

общим

компетенциям по данной профессии/специальности.
6.4. Оформление ОПОП предполагает сбор всех организационно-методических
материалов для реализации ФГОС профессии/специальности.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 13 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

6.5. Основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на
основе

данного

Положения

и

соответствующих

ФГОС

СПО

по

профессиям/специальностям, реализуемым в техникуме.
6.6. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяется
положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных
дисциплин, профессиональных модулей на основе ФГОС СПО, а также
рекомендациями ГОУ ФИРО и Минобрнауки РФ.
6.7. ОПОП по профессиям/специальностям рассматривается на заседаниях
методического совета техникума, который принимает решение о принятии
образовательной программы, далее директор техникума утверждает ОПОП.
6.8.

Основная

профессиональная

образовательная

программа

СПО

согласовывается с представителями работодателей, которые при положительном
заключении на титульном листе ставят подпись о согласовании.
6.9. Рассмотренная, принятая и утвержденная основная профессиональная
образовательная программа представляется на заседание педагогического совета.
6.10. ОПОП по профессиям/специальностям, реализуемым в ГАПОУ РБ «РМТ»
ежегодно должна обновляться (в части состава дисциплин и профессиональных
модулей, установленных в рабочем учебном плане, и (или) содержания рабочих
программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и
производственной

практик,

методических

материалов,

обеспечивающих

реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 14 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

работодателей, особенностей развития социальной сферы Республики Бурятия,
развития науки, культуры, экономики, техники и технологий отрасли.

7. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения,
реализующего основную профессиональную образовательную программу
СПО
7.1. Оценка эффективности деятельности ГАПОУ РБ «РМТ» осуществляется
через достижение следующих результатов освоения ОПОП:
— показатели успеваемости, качества обучения и уровня освоения знаний и
компетенции студентов;
— количество победителей и призеров республиканских и всероссийских
профессиональных конкурсов среди студентов образовательных учреждений
СПО и молодых специалистов отрасли;
— положительное заключение работодателей о прохождении студентами
различных видов практики, выполнении выпускных квалификационных работ и
оценка деятельности выпускников техникума.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 15 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

РМТ-СК-П-64-2014

8. Структура основной профессиональной программы
8.1. ОПОП состоит из 2-х частей:
1) организационно-методической,

представленной

материалами

для

реализации ФГОС профессии/специальности;
2) учебно-методической,

представленной

совокупностью

учебно-

методических комплексов (УМК) дисциплин или профессиональных модулей;
8.2. В структуру первой части ООП входят:
- лицензия на право осуществления образовательной деятельности по данной
образовательной программе СПО;
-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

по

профессии/специальности;
- пояснительная записка, определяющая цели и особенности ОПОП;
- рабочий учебный план;
- программа

государственной (итоговой) аттестации

выпускников по

профессии/специальности;
8.3.В УМК дисциплины (профессионального модуля) входят:
- рабочая программа учебной дисциплины (профессионального модуля),
разработанная и утвержденная в соответствии с настоящим Положением

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 16 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

- методические рекомендации (материалы) преподавателя, указывающие на
средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых
наиболее эффективно для освоения тех или иных тем;
- методические указания студентам, раскрывающие характер учебной работы,
особенно в части выполнения самостоятельной работы студентов (программа
самостоятельной работы, включая формы контроля, вопросы для самоконтроля,
тесты для самоконтроля, типовые практические задания,

направления

углубленного изучения тем и возможный выход на исследовательскую
деятельность);
- методические указания к лабораторным работам и практическим занятиям,
выпускной квалификационной работе;
- карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой; - в виде
отдельных приложений к рабочей программе дисциплины (профессионального
модуля) представляются:
 календарный график рубежного контроля знаний студентов;
 план

самостоятельной

работы

студентов,

перечень

заданий

на

самостоятельную работу;
 фонды оценочных средств, предназначенные для проведения всех форм
контроля для подготовки студента по дисциплине

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 17 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

9. О действии настоящего Положения
В настоящее Положение об ОПОП СПО в установленном порядке могут быть
внесены, по мере необходимости, соответствующие изменения и дополнения.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 18 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

Лист регистрации изменений
Номер
Номера листов
Основание
изменедля
Подпись
замене новых аннулир
ния
внесения
нных
ованных
изменений

Ф.И.О.

Дата

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

Дата
введения
изменен
ия

стр. 19 из 20

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Система менеджмента качества

РМТ-СК-П-64-2014

Положение
«О разработке и утверждении основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП)»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 20 из 20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».