38.02.04 Программа подготовки специалистов среднего звена 2021.Комерция (по отраслям) Бичурский филиал

Содержание
1. Область применения
2. Нормативные документы для разработки
образовательной программы по направлению подготовки
38.02.04 коммерция по отраслям.
2.1 Нормативный срок освоения образовательной программы,
уровень подготовки
2.2 Трудоемкость ОП
2.3 Требования к абитуриенту
2.4 Особенности ОП
3. Характеристика профессиональной деятельности
выпускника ОП по направлению подготовки.
3.1 Область профессиональной деятельности выпускника
3.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника
3.3 Виды профессиональной деятельности выпускника
3.4 Требования к результатам освоения ОП
4. Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса при реализации ОП
4.1 Учебный план (приложение 1)
4.2 График учебного процесса (приложение 2)
4.3 Рабочие программы (приложение 3)
5. Фактическое ресурсное обеспечение образовательной
программы по специальности
5.1 Кадровое обеспечение образовательного процесса
5.2 Учебно – методическое и информационное обеспечение
образовательного процесса
5.3 Основное материально – техническое условие для
реализации образовательного процесса в соответствии с
образовательной программой
6. Характеристика социально – культурной среды
техникума, обеспечивающая развитие общих
компетенций выпускников
7. Нормативно- методическое обеспечение системы оценки
качества освоения ОП.
8. Государственная итоговая аттестация

1. Область применения
Образовательная
программа,
реализуемая
в
ГАПОУ
РБ
«Республиканский межотраслевой техникум» Бичурский филиал
по
направлению подготовки 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» представляет
собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
требований рынка труда, на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования,
примерных программ учебных дисциплин для специальностей СПО.
Образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые
результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного
процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению
подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных
дисциплин и профессиональных модулей и другие материалы,
обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программу
производственной практики (преддипломной), график учебного процесса и
методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной
технологии.
Миссия ОП - обеспечение высокого уровня подготовки
конкурентоспособных и компетентных специалистов, отвечающих
потребностям кадрового рынка с учетом достижений отечественной системы
СПО.
Цель: является развитие у студентов личностных качеств, а также
формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с
требованиями ФГОС.
В области воспитания целью ППССЗ по специальности 38.02.04
«Коммерция (по отраслям)» воспитание гармонично развитой и физически
здоровой личности, способной к высококачественной профессиональной
деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения,
формирование у студентов социально-личностных компетенций, нравственных,
духовных и культурных ценностей и потребностей; создание условий для
интеллектуальной и творческой самореализации личности.
В области обучения целью ППССЗ по специальности 38.02.04
«Коммерция (по отраслям)» является формирование у выпускника знаний,
умений и практического опыта, развитие у студентов личностных качеств, а
также формирование общих и профессиональных компетенций в
соответствии с требованиями ФГОС.
2. Нормативные документы для разработки ОП по направлению
подготовки 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Нормативную правовую базу разработки ОП составляют:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» от
29.12. 2012 № 273;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам среднего профессионального образования.
(Приказ Минобрнауки РФ от 14 июня 2013г. № 464);
Федеральный государственный образовательный стандарт по
специальности среднего профессионального образования по специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 539;
Порядок приема на обучение по образовательным программам
среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки РФ от 23
января 2014 г. № 36);
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования
(Приказ Минобрнауки РФ от 16 августа 2013 г., № 968);
- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные
образовательные
программы
среднего
профессионального образования (Приказ Минобрнауки РФ от 18 апреля
2013 г. № 291).
Дополнительно при разработке ОПОП использовались следующие
нормативные документы:
-Устав (ГАПОУ РБ «РМТ»);
-Положение по формированию основной профессиональной образовательной
программы;
- Положение по разработке рабочих программ учебных дисциплин
- Положение по организации итоговой государственной аттестации
выпускников и защите выпускной квалификационной работы;
- Положение по разработке рабочих программ профессиональных модулей;
- Положение об учебной и производственной практике студентов;
- Положение по организации и проведению экзамена (квалификационного)
по профессиональному модулю;
-Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
студентов.
2. 1 Нормативный срок освоения образовательной
программы, уровень подготовки
Нормативный
срок освоения ОП по специальности 38.02.04
Коммерция (по отраслям) базовой подготовки при очной форме обучения и
присвоения квалификации на базе основного общего образования составляет
2 года 10 месяцев.

2.2 Трудоемкость ОП
Нормативный срок освоения ОП СПО базовой подготовки при очной
форме обучения на базе основного общего образования составляет 147
недель, в том числе
Таблица 1
№ Учебные циклы
Кол-во недель
Кол
–во
часов
1 Обучение по учебным циклам
98
3528
2 Учебная практика
10
360
3 Производственная практика (по
профилю специальности)
4 Производственная
практика
4
144
(преддипломная)
5 Промежуточная аттестация
5
180
6 Государственная
итоговая
6
216
аттестация
7 Каникулы
24
864
Итого
147
5292
Трудоемкость освоения ОП СПО на базе основного общего
образования составляет 5292 часа за весь период обучения в соответствии с
ФГОС СПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и
самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль
качества освоения студентом ОП.
Вариативная часть составляет 648 часов и распределена на
профессиональный цикл путем увеличения количества часов на учебные
дисциплины и профессиональные модули обязательной части в соответствии
с требованиями работодателей.
Распределение часов вариативной части
№
п/п

Наименование УД и МДК

Таблица 2
Компетенции

Кол-во
часов
Профессиональный цикл
648
Увеличено количество часов на общепрофессиональные дисциплины-143 ч.
1. Экономика организации
96
ОК 1 - 4, 7, 12
ПК 2.3, 2.4
2. Статистика
50
ОК 1 - 4, 12
ПК 1.8
3. Менеджмент (по отраслям)
68
ОК 1 - 4, 6, 7, 10
ПК 1.7

4. Документационное
обеспечение управления
5. Правовое обеспечение
профессиональной
деятельности
6. Логистика

51

7. Бухгалтерский учет

104

8. Стандартизация, метрология
и подтверждение
соответствия
9. Безопасность
жизнедеятельности
10. Введение в профессию

34

48
68

68

ОК 1 - 4, 6, 12
ПК 2.2
ОК 1 - 4, 6, 7, 12
ПК 1.1, 1.3
ОК 1 - 4, 6, 7
ПК 1.2, 1.9
ОК 1 - 4, 7
ПК 1.3, 2.1
ОК 1-4;7; 12. ПК 1.3; ПК 1.6 2.9; 3.3; 3.4; 3.6; 3.7; 3.8
ОК 1-4;ОК -7; ПК – 1.3; ПК –
2.1

42

Увеличено
количество
часов
на
(Междисциплинарные курсы)- 505 ч.
1. МДК.01.01.
52
Организация коммерческой
деятельности
2. МДК.01.02.
52
Организация торговли

профессиональные
ОК 1 - 4, 6, 7, 12
ПК 1.1 - 1.10
ОК 1 - 4, 6, 7, 12
ПК 1.1 - 1.10

3. МДК.01.03.
Техническое
оснащение
торговых организаций и
охрана труда
4. МДК.02.01.
Финансы,
налоги
и
налогообложение
5. МДК.02.02. Анализ
финансово-хозяйственной
деятельности

50

ОК 1 - 4, 6, 7, 12
ПК 1.1 - 1.10

50

ОК 1 - 4, 6, 7, 10, 12
ПК 2.1 - 2.9

44

ОК 1 - 4, 6, 7, 10, 12
ПК 2.1 - 2.9

6.

40

ОК 1 - 4, 6, 7, 10, 12
ПК 2.1 - 2.9
ОК 1 - 4, 6, 7, 12
ПК 3.1 - 3.8

МДК.02.03.
Маркетинг
7. МДК.03.01.
Теоретические основы
товароведения
8. МДК.03.02.
Товароведение
продовольственных
непродовольственных

21
107
и

ОК 1 - 4, 6, 7, 12
ПК 3.1 - 3.8

модули

товаров
9. МДК
04.01
Продажа
продовольственных товаров

77

ОК 1 - 4, 6, 7, 10, 12

По дисциплине «Физическая культура» еженедельно предусмотрены 2
часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы,
включая игровые виды подготовки за счет различных форм внеаудиторных
занятий в спортивных клубах и секциях.
Консультации для обучающихся предусмотрены из расчета 4 часа на
одного обучающегося на каждый учебный год. Формы проведения
консультаций: групповые, индивидуальные. Групповые консультации
проводятся перед экзаменами и государственной итоговой аттестацией, а
также при выполнении курсовых работ, остальные консультации, как
правило, индивидуальные.
2.3 Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца об
основном общем образовании.
Прием на обучение производится в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 N 273­ ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в
Российской Федерации», Порядком приема на обучение по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
января 2014 г. № 36.
2.4. Особенности ОП
Практика
ориентированность
подготовки
выпускников
по
специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) составляет 59 % от общего
объема часов подготовки. Это дает возможность выпускникам быть
конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.
При разработке ОП учтены требования региональных и
муниципальных рынков труда для решения комплексных задач в сфере
торговли. В результате анализа потребности специалистов данной
квалификации, за счет вариативной части увеличены часы на
общепрофессиональные дисциплины и междисциплинарные курсы,
позволяющие эффективно осваивать профессиональные компетенции в
области организации и управления торгово-сбытовой деятельностью;
организации и проведения экономической и маркетинговой деятельностью;
управления ассортиментом, оценки качества обеспечения сохраняемости

товаров.
По завершении ОП выпускникам выдается диплом государственного
образца. В целях воспитания и развития личности, достижения результатов
при освоении образовательной программы в части развития общих
компетенций студенты участвуют в развитии студенческого самоуправления,
работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
Использование инновационных образовательных технологий (деловые
игры, тренинги, кейсы, портфолио и др.), применение информационных
технологий (организация свободного доступа к ресурсам Интернет,
предоставление учебных материалов в электронном виде, использование
мультимедийных средств), интеграция учебно-исследовательской и научноисследовательской работы студентов и образовательного процесса при
использовании таких форм, как конференции, круглые столы, встречи с
ведущими специалистами и др., а также участие студентов в научноисследовательских проектах социальной направленности позволяют
наиболее эффективно освоить им общие и профессиональные компетенции.
3. Характеристика профессиональной деятельности
выпускника ОП по направлению подготовки
3.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников:
Организация
и
проведение
коммерческой
деятельности
производственных, торговых и сервисных организациях.
3.2.

Объекты

в

профессиональной
деятельности
выпускника
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- товары, производимые и/или реализуемые в производственных,
обслуживающих организациях;
- услуги, оказываемые сервисными организациями;
- первичные трудовые коллективы.
3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
Менеджер по продажам готовится к следующим видам деятельности:
- Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью.
- Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.
- Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости
товаров.
- Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
3.4. Требования к результатам освоения ОП

Результаты освоения выпускником ОП определяются приобретаемыми
компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные
качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Менеджер по продажам должен обладать общими компетенциями:
Таблица 3
Код
компетенции
Содержание
ОК 01

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 02

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения

ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 09
ОК 10
ОК 11

ОК 12

Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
Использовать
информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями. определять задачи профессионального и
Самостоятельно
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
Вести
здоровый образ
жизни,планировать
применять повышение
спортивноквалификации.
оздоровительные
методы и средства для коррекции
физического развития и телосложения.
Пользоваться иностранным языком как средством делового
общения.
Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и
письменную речь.
Обеспечивать
безопасность
жизнедеятельности,
предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной
деятельности, организовывать, проводить и контролировать
мероприятиядействующее
по защите
Соблюдать
законодательство и обязательные
работающих нормативных
и населения
от негативных
требования
документов,
а также воздействий
требования
чрезвычайных
ситуаций. условий.
стандартов,
технических

Менеджер по продажам должен обладать профессиональными
компетенциями,
соответствующими
основныморганизовывать,
видам профессиональной
профессиональной
деятельности,
проводить и
деятельности: контролировать мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий
Таблица 4
чрезвычайных
ситуаций.
Вид
Код
Содержание
профессиональной
компетенци

деятельности
Организация и
управление торговосбытовой
деятельностью

и
ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.5.
ПК 1.6.
ПК 1.7.

ПК 1.8.

ПК 1.9.

ПК 1.10.
Организация и
проведение
экономической и
маркетинговой
деятельности.

ПК 2.1.

Участвовать в установлении контактов
с деловыми партнерами, заключать
договора
и
контролировать
их
выполнение, предъявлять претензии и
санкции.
На своем участке работы управлять
товарными запасами и потоками,
организовывать работу на складе,
размещать
товарные
запасы
на
хранение.
Принимать товары по количеству и
качеству.
Идентифицировать вид, класс и тип
организаций розничной и оптовой
торговли.
Оказывать основные и дополнительные
услуги оптовой и розничной торговли.
Участвовать в работе по подготовке
организации
к
добровольной
сертификации услуг.
Применять
в
коммерческой
деятельности методы, средства и
приемы менеджмента, делового
и управленческого общения.
Использовать основные методы и
приемы статистики для решения
практических задач
коммерческой
деятельности,
определять статистические величины,
показатели вариации и индексы.
Применять логистические системы, а
также приемы и методы закупочной и
коммерческой
логистики,
обеспечивающие
рациональное
перемещение
материальных потоков.
Эксплуатировать
торговотехнологическое оборудование.
Использовать данные бухгалтерского
учета для контроля результатов и
планирования
коммерческой деятельности, проводить
учет товаров (сырья, материалов,

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ПК 2.4.
ПК 2.5.

ПК 2.6.
ПК 2.7.

ПК 2.8.

ПК 2.9.

Управление
ассортиментом,

ПК 3.1.

продукции, тары, других материальных
ценностей) и участвовать в их
инвентаризации.
Оформлять, проверять правильность
составления, обеспечивать хранение
организационно-распорядительных,
товаросопроводительных
и
иных
необходимых
документов
с
использованием автоматизированных
систем.
Применять в практических ситуациях
экономические методы, рассчитывать
микроэкономические
показатели,
анализировать их, а также рынки
ресурсов.
Определять основные экономические
показатели работы организации, цены,
заработную плату.
Выявлять потребности, виды спроса и
соответствующие им типы маркетинга
для обеспечения
целей организации, формировать спрос
и стимулировать сбыт товаров.
Обосновывать
целесообразность
использования
и
применять
маркетинговые коммуникации.
Участвовать
в
проведении
маркетинговых исследований рынка,
разработке и реализации
маркетинговых решений.
Реализовывать сбытовую политику
организации
в
пределах
своих
должностных обязанностей,
оценивать
конкурентоспособность
товаров и конкурентные преимущества
организации.
Применять методы и приемы анализа
финансово-хозяйственной
деятельности
при
осуществлении
коммерческой
деятельности,
осуществлять денежные расчеты с
покупателями, составлять
финансовые документы и отчеты.
Участвовать
в
формировании
ассортимента
в
соответствии
с

оценка качества и
обеспечение
сохраняемости
товаров.

ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.

ПК 3.5.

ПК 3.6.

ПК 3.7.

ПК 3.8.

Выполнение работ по
одной
или
нескольким
профессиям рабочих,
должностям
служащих.

ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3.

ассортиментной
политикой
организации, определять номенклатуру
показателей качества товаров.
Рассчитывать товарные потери и
реализовывать мероприятия по их
предупреждению или списанию.
Оценивать
и
расшифровывать
маркировку
в
соответствии
с
установленными требованиями.
Классифицировать
товары,
идентифицировать их ассортиментную
принадлежность,
оценивать качество, диагностировать
дефекты,
определять
градации
качества.
Контролировать условия и сроки
хранения
и
транспортирования
товаров,
обеспечивать
их
сохраняемость, проверять соблюдение
требований
к
оформлению
сопроводительных документов.
Обеспечивать соблюдение санитарноэпидемиологических требований к
товарам и упаковке,
оценивать качество процессов в
соответствии
с
установленными
требованиями.
Производить измерения товаров и
других
объектов,
переводить
внесистемные единицы измерений в
системные.
Работать
с
документами
по
подтверждению
соответствия,
принимать участие в мероприятиях по
контролю.
Осуществлять
изучение
спроса
покупателей различными методами
Применять
методы
продвижения
товаров.
Обслуживать
покупателей,
консультировать их о пищевой
ценности, вкусовых особенностях и
свойствах
отдельных
продовольственных товаров

4.
Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса при реализаци.
4.1 Учебный план (Приложение 1) - В учебном плане отображается
логическая последовательность освоения циклов и разделов ОП,
обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая
трудоемкость дисциплин, модулей, практик, а также их общая и аудиторная
трудоемкость в часах. Для каждой дисциплины, модуля, практики
указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.
4.2 График учебного процесса (Приложение 2) - В графике учебного
процесса указывается последовательность реализации ОП по годам, включая
теоретическое обучение, практики, промежуточные и государственную
итоговую аттестацию, каникулы. График разрабатывается в соответствии с
требованиями ФГОС.
4.3 Рабочие программы учебных дисциплин (Приложение 3),
профессиональных модулей. Особенность рабочих программ учебных
дисциплин, профессиональных модулей в составе образовательной
программы, реализующей ФГОС, состоит в их компетентностной
ориентации. Это проявляется, прежде всего, в тесной взаимосвязи рабочих
программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, как между
собой, так и со всеми системообразующими компонентами (разделами) ОП,
реализующей ФГОС. Основанием для разработки рабочей программы
учебной дисциплины служит учебный план по специальности. В рабочей
программе
каждой
дисциплины
и
профессионального
модуля
сформулированы
конечные
результаты
обучения во взаимосвязи с
осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в
целом по ОП.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций,
психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с
целью формирования и развития профессиональных навыков, обучающихся
по
дисциплинам общеобразовательного учебного цикла, общего
гуманитарного и социально – экономического учебного цикла,
математического и общего естественнонаучного учебного цикла,
профессионального учебного цикла.
Рабочие программы учебных дисциплин разработаны в соответствие с
Положением «О разработке рабочих программ учебных дисциплин»:
- Рабочие программы учебных дисциплин общего гуманитарного и

социально- экономического цикла.
- Рабочие программы учебных дисциплин математического и общего
естественнонаучного цикла.
Рабочие программы профессионального цикла представлены
программами общеобразовательных дисциплин и профессиональных
модулей. Рабочие программы профессиональных модулей разработаны в
соответствие с Положением «О разработке рабочих программ
профессиональных модулей» и согласованы с работодателями:
- Рабочие программы общепрофессиональных дисциплин ,
- Рабочие программы профессиональных модулей.
Программа производственной практики (преддипломной) разработана
на основе Положения «О разработке рабочих программ производственной
практики (преддипломной)».
В соответствии с ФГОС СПО практика является обязательным
разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности,
направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и
компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ
предусматривает следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю
специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю
специальности) проводятся образовательной организацией при осоении
обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных
модулей и могут реализовываться как концентрировано в несколько периодов, так
и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются
образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях,
направление деятельности которых соответствует профилю подготовки
обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или
на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих
организаций.
Таблица 6
Наименование ПМ

Распределение
УП
по семестрам

Реализация УП

ПМ.01 Организация и управление
торгово-сбытовой
5 семестр
концентрировано
деятельностью
ПМ.02 Организация и проведение
экономической и
6 семестр
концентрировано
маркетинговой деятельности
ПМ.03 Управление ассортиментом,
оценка качества
4 семестр
концентрировано
и обеспечение сохраняемости товаров
ПМ.04 Выполнение работ по одной
или нескольким
2 семестр
концентрировано
профессиям рабочих, должностям
служащих
Производственная практика (по профилю специальности) проводится в
торговых предприятиях.
Таблица 7
Распределение
Наименование ПМ
ПП
Реализация ПП
по семестрам
ПМ.01 Организация и управление
торгово-сбытовой
5 семестр
концентрировано
деятельностью
ПМ.02 Организация и проведение
экономической и
6 семестр
концентрировано
маркетинговой деятельности
ПМ.03 Управление ассортиментом,
оценка качества
4 семестр
концентрировано
и обеспечение сохраняемости товаров
ПМ.04 Выполнение работ по одной
или нескольким
2 семестр
концентрировано
профессиям рабочих, должностям
служащих
Производственная практика (преддипломная) проводится в конце
6 семестра. Продолжительность данного вида практики составляет 4 недели.
5. Фактическое ресурсное обеспечение образовательной
программы по специальности
5.1 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Специальность полностью укомплектована педагогическими кадрами,
имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой

дисциплины (модуля) (Приложение 4).
Преподаватели, отвечающие за
освоение
обучающимся
профессионального цикла, имеют опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы. Преподаватели проходят
стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Каждые пять лет преподаватели проходят процедуру аттестации,
подтверждая или повышая уровень своей категории. В течение пяти лет
неоднократно повышают уровень квалификации на курсах различного
уровня.
Работодатели активно привлекаются к учебному процессу через такие
формы, как участие в работе ГИА в качестве ее членов и председателей
комиссии, оценка деятельности студентов в ходе производственной практики,
производственной практики (преддипломной), участие в круглых столах.
Также работодатели являются членами жюри в профессиональных
конкурсах, которые проводит учебное заведение.
5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение
образовательного процесса
Реализация образовательной программы по специальности 38.02.04
Коммерция (по отраслям) обеспечивает каждого студента учебниками,
наглядными
пособиями,
видеоматериалами,
учебно-методическими,
методическими пособиями для выполнения: лабораторно-практических
работ, курсовой и дипломной работ.
Дисциплины учебного плана на 100% обеспечены рабочими
программами, учебно-методическими материалами.
В состав учебно-методического и информационного обеспечения
образовательного процесса по конкретной ОП включены:
- комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и
информационных ресурсов для учебной деятельности обучающихся по всем
учебным курсам, дисциплинам (модулям), практикам и др., включенным в
учебный план ОП.
Каждый обучающийся по профессиональной образовательной
программе обеспечены не менее чем одним учебным и одним учебнометодическим печатным и/или электронным изданием по каждой
дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную
программу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной учебной литературы по дисциплинам всех циклов,
изданными не позднее 5 лет. Фонд дополнительной литературы также

содержит официальные справочно-библиографические и периодические
издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Реализация образовательных программ обеспечивается доступом
каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам,
формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) образовательной
программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены
доступом к сети Интернет (информационным справочными поисковым
системам).
5.3 Основные материально-технические условия для реализации
образовательного процесса в соответствии с образовательной
программой
Техникум
располагает
материально-технической
базой,
соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и
обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Лабораторно - практические
работы по учебным дисциплинам и профессиональным модулям проводятся,
на базе техникума. Минимально необходимый для реализации ОП перечень
материально-технического обеспечения указывается в ФГОС и включает:

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Обеспеченность и техническое оснащение кабинетов, лабораторий и
других помещений
Таблица 8
Наименование
Фактическое
Техническое
наличие
оснащение
Кабинеты:
социально-экономических
наличие
соответствует
дисциплин
иностранного языка
наличие
соответствует
математики
наличие
соответствует
экономики организации
наличие
соответствует
статистики
наличие
соответствует
менеджмента
наличие
соответствует
маркетинга
наличие
соответствует
документационного обеспечения
наличие
соответствует
управления
правового обеспечения управления
наличие
соответствует
бухгалтерского учета
наличие
соответствует
финансов, налогов и
налогообложения
стандартизации, метрологии и
наличие
соответствует
подтверждения соответствия
безопасности жизнедеятельности
наличие
соответствует
организации коммерческой
наличие
соответствует

деятельности и логистики
15. междисциплинарных курсов
1. лаборатории:
информационных технологий в
профессиональной деятельности
1. технического оснащения торговых
организаций и охраны труда
2. товароведения
Спортивный комплекс
1. спортивный зал
2. открытый
стадион
широкого
профиля с элементами полосы
препятствий
3. место для стрельбы
Залы:
1. библиотека
2. читальный зал с выходом в сеть
Интернет
3. актовый зал

наличие
наличие

соответствует
соответствует

наличие

соответствует

наличие

соответствует

наличие
наличие

соответствует
соответствует

наличие

соответствует

наличие
наличие

соответствует
соответствует

наличие

соответствует

6. Характеристика социально-культурной среды техникума,
обеспечивающая развитие общих компетенций выпускников
В техникуме созданы условия и возможности для реализации
социально-воспитательных
задач
образовательного
процесса,
для
всестороннего развития личности.
Цель социально-воспитательной работы со студентами – воспитание
гармонично развитой и физически здоровой личности, способной к
высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности
за принимаемые решения, формирование у студентов социально-личностных
компетенций, нравственных, духовных и культурных ценностей и
потребностей; создание условий для интеллектуальной и творческой
самореализации личности.
Социокультурная среда техникума
призвана помочь молодому
человеку реализовать творческие способности, войти в новое сообщество,
освоить многообразные социальные сети, их ценности и быть успешным в
социокультурной среде.
В развитие социокультурной среды включены все участники
образовательного процесса. Цели воспитания и задачи воспитательной
работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время и в
учебном процессе.
Социально-воспитательные задачи реализуются в совместной учебной,

научной, производственной и общественной деятельности студентов.
Определены задачи социальной и воспитательной работы:
- содействие организации научно-исследовательской работы студентов;
- создание оптимальной социокультурной среды, ориентированной на
творческое самовыражение и самореализацию личности;
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном,
нравственном и физическом развитии;
- работа со студенческим активом по вопросам прав и обязанностей
студентов.
Направлениями социальной и воспитательной работы определены:
- проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно просветительных мероприятий, организация досуга студентов;
- создание и организация работы творческих, физкультурных и спортивных,
научных объединений и коллективов, объединений студентов по интересам;
- организация гражданского и патриотического воспитания студентов;
- организация научно-исследовательской работы студентов во внеурочное
время;
- формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни;
- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;
- организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и
ВИЧ-инфекции среди студентов;
- содействие в работе студенческих общественных организаций, клубов и
объединений;
- создание системы морального и материального стимулирования
студентов, активно участвующих в организации воспитательной работы;
- развитие материально-технической базы и объектов, предназначенных для
организации внеучебных мероприятий.
Организация воспитательной работы. Воспитательная работа является
частью единого учебно-воспитательного процесса. Воспитание студентов –
многообразный и всесторонний процесс
целенаправленного
систематического воздействия на сознание, чувства, волю с целью развития
личности, раскрытия индивидуальности,
творческих
способностей
студентов.
План
воспитательной
работы
реализуется
по
следующим
направлениям:
- трудовое воспитание;
- правовое воспитание;
- нравственное воспитание;
- оздоровительное воспитание.

Общее руководство воспитательной работой в
техникуме
осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. В начале
учебного года в каждую группу назначаются кураторы, которые
организовывают всю работу со студенческими группами.
Вначале сентября во всех группах 1 курса проводятся собрания по
ознакомлению студентов с Правилами внутреннего распорядка и едиными
требованиями к студентам, также проходят тренинги по сплочению
коллектива.
В техникуме
создано и успешно функционирует студенческое
самоуправление. Цель самоуправления - создание условий для социального
становления студентов, их профессионального и личностного развития.
Участие студентов в органах самоуправления помогает в формировании
качеств, необходимых будущему специалисту, таких как: коммуникативной
культуры, умения контролировать себя, развитой познавательной сферы,
умения создавать благоприятную развивающую среду общения и
деятельности и др.
Одним из видов самоуправления является старостам, куда входят
старосты всех учебных групп. Он направляет образовательную,
общественную и досуговую деятельность учебных групп, дает возможность
получить опыт приобретения коммуникативной культуры. Старостам
рассматривает
вопросы,
связанные
с
анализом
результатов
образовательного процесса (текущий, рубежный контроль), планированием и
организацией внеурочной деятельности.
В начале учебного года избирается студенческий совет техникума.
Цель создания студенческого совета - организация, поддержка и развитие
студенческого самоуправления в техникуме. Студенческий совета техникума
проводит конкурс на лучшую группу. При подведении итогов учитываются
не только успеваемость и посещаемость, участие студентов в различных
мероприятиях, занятия в кружках, в спортивных секциях, учитывается и
количество нарушений в группе.
Также к структурным единицам самоуправления относятся: профком,
советы общежития.
Профилактическая работа. Систематически перед студентами
выступают представители госнаркоконтроля. Основная цель этой работы –
информирование молодежи по проблемам наркомании, табакокурения,
алкоголизма. Также в техникуме проводится конкурс плакатов, буклетов по
теме: «Нет вредным привычкам». Для студентов 1 курса проходят встречи с
представителями правоохранительных органов. Встречи с представителями
правоохранительных органов проходит во внеурочное время с применением
информационных технологий.

Внеучебная общекультурная работа техникума осуществляется в
рамках работы секций и клубов, организуется посещение культурномассовых мероприятий, театров, выставок. С целью воспитания культуры
досуга традиционно проводятся такие мероприятия:
- вечер для первокурсников «Посвящение в студенты»; «Первый успех»;
- конкурсы чтецов;
- КВН;
- новогоднее шоу;
- конкурсы газет;
- студенческий праздник «Татьянин день», «День Святого Валентина», «День
защитника отечества»;
- выпускные вечера.
Трудовое воспитание. Основной задачей трудового воспитания
является привитие любви к труду. Студенты принимают активное участие в
субботниках техникума, кроме того студенты оказывают шефскую помощь
пожилым людям, детским домам, детским садам, домам инвалидов.
Студенты техникума принимают активное участие в студенческих
научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, викторинах,
профессиональных конкурсах по специальности, где занимают призовые
места.
Спортивная работа. Воспитательная работа направлена на пропаганду
здорового образа жизни. Студенты техникума принимают активное участие в
спортивной жизни, например, «Дни здоровья», спортивные соревнования по
армреслингу, волейболу, теннису, мини футболу, баскетболу, по гиревому
спорту, шахматам. Эта работа ведется преподавателями физической
культуры.
7. Нормативно-методическое обеспечение системы
оценки качества освоения ОП
В соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (по
отраслям) оценка качества освоения обучающимися образовательных
программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и
государственную итоговую аттестацию обучающихся.
Студенты, обучающиеся в техникума по образовательным программам
среднего профессионального образования, при промежуточной аттестации
сдают в учебном году не более 8 экзаменов и 10 зачетов. В указанное число
не входят экзамены и зачеты по физической культуре.
Для оценки знаний и умений разработаны контрольно-измерительные
средства (КИМы), для оценки общих и профессиональных компетенций —

контрольно-оценочные средства (КОСы), которые выполнены в
соответствии с требованиями Положений о разработке комплектов КОСов,
КИМов.
Оценка качества освоения образовательной программы включает
текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную
итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра, в
ходе повседневной учебной работы. Данный вид контроля стимулирует у
студентов стремление к систематической самостоятельной работе по
изучению дисциплины/модуля, и позволяет преподавателю оценить уровень
знаний и умений студентов, овладение ими общих и профессиональных
компетенций.
Промежуточная аттестация студентов по дисциплине (модулю) (зачет,
дифференцированный зачет, экзамен, экзамен квалификационный)
осуществляется в рамках завершения изучения дисциплины (модуля) и
позволяет определить уровень качества подготовки по дисциплине
(модулю), уровень сформированности компетенций.
Целью государственной итоговой аттестации (ГИА) является
установление соответствия уровня освоенности компетенций, требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта. Задача
государственной экзаменационной комиссии - оценка качества подготовки
выпускников техникума, которая должна осуществляться экспертами
государственной экзаменационной комиссии по результатам защиты
выпускной квалификационной работы и результатов освоения
профессиональной образовательной программы 38.02.04 Коммерция (по
отраслям).
8. Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация выпускников по направлению
подготовки 38.02.04 Коммерция (по отраслям) является обязательной и
осуществляется после освоения образовательной программы в полном
объеме.
Программа государственной итоговой аттестации разработана на
основе Положения «О государственной итоговой аттестации студентов,
обучающихся по программам среднего профессионального образования».
Государственная итоговая аттестация выпускников включает: защиту
выпускной квалификационной работы (ВКР).
Выпускная квалификационная работа позволяет выявить способность
студента к:

- систематизации, закреплению и расширению теоретических знаний и
практических навыков по специальности;
- применению полученных знаний при решении конкретных практических задач;
- развитию навыков ведения самостоятельной работы;
- применению методик исследования;
- умению анализировать, обобщать, делать выводы, разрабатывать практические
рекомендации в исследуемой области.
Темы ВКР разрабатываются преподавателями дисциплинарноцикловых комиссии по специальности совместно со специалистами
предприятий/организаций, заинтересованных в разработке данных тем.
Закрепление тем ВКР (с указанием руководителей и сроков выполнения) за
студентами оформляется приказом директора, по представлению
заведующим отделением. Требования к содержанию, объему, структуре
выпускной квалификационной работы приводятся в методических указаниях
по ее выполнению.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Аннотации программ учебных дисциплин
Русский язык и литература. Русский язык
Содержание дисциплины охватывает изучение студентами следующих
вопросов: Русский язык - Язык и речь. Функциональные стили речи.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Лексикология и фразеология.
Морфемика, словообразование, орфография. Морфология и орфография.
Синтаксис и пунктуация.
Русский язык и литература . Литература
Литература – развитие русской литературы и культуры в первой половине 19
века. Особенности развития русской литературы во второй половине 19 века.
Поэзия второй половины 19 века. Особенности развития литературы и
других видов искусства в начале 20 века. Особенности развития литературы
1920-х годов. Особенности развития литературы 1930-х начала 1940-х годов.
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной Войны и
первых послевоенных лет. Развитие литературы 1950-1980-х годов. Русское
литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны иммиграции).
Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов.
Иностранный язык
Грамматический материал включает следующие основные темы: Имя
существительное. Образование множественного числа с помощью внешней
и внутренней флексии; множественное число существительных,
заимствованных из греческого и латинского языков; существительные,
имеющие одну форму для единственного и множественного числа;
чтение и правописание окончаний. Существительные исчисляемые и
неисчисляемые.
Употребление слов many, much, a lot of, little, a little, few, a few с
существительными.
Артикль. Артикли определенный, неопределенный, нулевой. Чтение
артиклей. Употребление артикля в устойчивых выражениях, с
географическими названиями, в предложениях с оборотом there + to be.
Имя
прилагательное.
Образование
степеней
сравнения
и
их
правописание. Сравнительные слова и обороты than, as . . . as, not so . . . as.
Наречие. Образование степеней сравнения. Наречия, обозначающие
количество, место, направление. Предлог. Предлоги времени, места,
направления. Местоимение. Местоимения личные, притяжательные,
указательные, неопределенные, отрицательные, возвратные, взаимные,

относительные,
вопросительные.
Числительное.
Числительные
количественные и порядковые. Дроби. Обозначение годов, дат, времени,
периодов. Арифметические действия и вычисления.
Глагол. Глаголы to be, to have, to do, их значения как смысловых глаголов
и функции как вспомогательных. Глаголы правильные и неправильные.
Видовременные формы глагола, их образование и функции в действительном
и страдательном залоге. Чтение и правописание окончаний в настоящем
и прошедшем времени. Слова – маркеры времени. Обороты to be going to
и there + to be в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Модальные глаголы и глаголы, выполняющие роль модальных.
Модальные глаголы в этикетных формулах и официальной речи
(Can/may I help you?, Should you have any questions . . . , Should you
need any further information . . . и др.). Инфинитив, его формы. Герундий.
Сочетания некоторых глаголов с инфинитивом и герундием (like, love, hate,
enjoy и др.). Причастия I и II. Сослагательное наклонение.
Вопросительные предложения. Специальные вопросы. Вопросительные
предложения — формулы вежливости (Could you, please . . . ?, Would
you like . . . ?, Shall I . . . ? и др.).
Условные предложения I, II и III типов. Условные предложения в
официальной речи (It would be highly appreciated if you could/can . . . и др.).
Согласование времен. Прямая и косвенная речь.
Профессионально-ориентированное содержание дисциплины: приветствие,
прощание, представление себя и других людей в официальной и
неофициальной обстановке. Описание человека (внешность, национальность,
образование, личные качества, род занятий, должность, место работы и др.).
Семья и семейные отношения, домашние обязанности. Описание жилища и
учебного заведения (здание, обстановка, условия жизни, техника,
оборудование). Распорядок дня студента колледжа. Хобби, досуг. Описание
местоположения объекта (адрес, как найти). Еда, способы приготовления
пищи, традиции питания.
История
Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на
осознание студентами базовых национальных ценностей российского
общества, на формирование российской гражданской идентичности, на
воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость
выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного
профессионального роста.
Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории
представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его
социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном

аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим
существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем
мире.
Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные
линии:
– эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня
развития производительных сил и характера экономических отношений;
– процессы формирования и развития этнонациональных, социальных,
религиозных и политических общностей;
– образование и развитие государственности в последовательной смене
форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция
политической системы;
– социальные движения со свойственными им интересами, целями и
противоречиями;
– эволюция международных отношений;
– развитие культуры разных стран и народов.
Физическая культура
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание
учебной
дисциплины «Физическая культура» представлено тремя
содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная, спортивнооздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной подготовкой,
введение в профессиональную деятельность специалиста. Первая
содержательная
линия
ориентирует
образовательный
процесс на
укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения.
Через свое предметное содержание она нацеливает на формирование
интересов и потребностей студентов в регулярных занятиях физической
культурой и спортом, на
творческое использование осваиваемого
учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга,
в
самостоятельной
физической
подготовке
к
предстоящей
жизнедеятельности.
Вторая содержательная линия соотносится с интересами студентов в
занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение
оптимального и достаточного уровня физической и двигательной
подготовленности обучающихся.
Третья содержательная линия ориентирует образовательный процесс на
развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и
показывает
значение
физической
культуры
для
дальнейшего
профессионального роста самосовершенствования, конкурентоспособности
на современном рынке труда.
Содержание учебной дисциплины: Основы здорового образа жизни.

Физическая культура в обеспечении здоровья. Основы методики
самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, его
основные методы, показатели и критерии оценки. Физическая культура в
профессиональной деятельности специалиста. Практическая часть
дисциплины - Легкая атлетика. Кроссовая подготовка. Лыжная подготовка.
Гимнастика. Спортивные игры – волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол
(для юношей), плавание.
Основы безопасности жизнедеятельности
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности»
изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой,
городской и других сред обитания человека, как в условиях
повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций
техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина
является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и
обеспечении комфортных условий жизнедеятельности.
Основными содержательными темами программы являются: введение в
дисциплину, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья,
государственная система обеспечения безопасности населения, основы
обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний.
Действующее законодательство предусматривает обязательную подготовку
по основам военной службы для лиц мужского пола, которая должна
проводиться во всех профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования
в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего
образования.
В этой связи программой предусмотрено проведение в
конце учебного года для обучающихся мужского пола пятидневных
учебных сборов (35 часов), сочетающих разнообразные формы
организации теоретических и практических занятий. В итоге, у юношей
формируется адекватное представление о военной службе, развиваются
качества личности, необходимые для ее прохождения. Для девушек в
программе предусмотрен раздел «Основы медицинских знаний».
В
процессе его изучения формируются знания в области медицины, умения
оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах. Девушки
получают сведения о здоровом образе жизни, обоснованных средствах
планирования семьи, ухода за младенцем, поддержания в семье духовности,
комфортного психологического климата.
Обществознание
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный
характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как,
философия,
социология,
экономика,
политология,
культурология,

правоведение, предметом которых являются научные знания о
различных аспектах жизни, о развитии человека и общества, о влиянии
социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой
гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового
характера, необходимых
обучающимся для реализации социальных
ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском
обществе, о проблемах мирового сообщества и тенденциях развития
современных цивилизационных процессов, о роли морали, религии, науки
и образования в жизни человеческого общества, а
также изучению
ключевых социальным и правовых вопросов, тесно связанных с
повседневной жизнью.
Изучаются такие разделы как: человек и общество, общество как сложная
система. Духовная культура человека и общества, духовная культура
личности и общества. Наука и образование в современном мире. Мораль,
искусство и религия как элементы духовной культуры. Экономика.
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Рынок труда и
безработица. Основные проблемы экономики России. Элементы
международной экономики. Социальные отношения. Социальная роль и
стратификация. Социальные нормы и конфликты. Важнейшие социальные
общности и группы. Политика - политика и власть. Государство в
политической системе. Участники политического процесса.
Право Правовое
регулирование
общественных
отношений.
Основы
конституционного права Российской Федерации. Отрасли российского права.
Естествознание
Физика – механика. Основы молекулярной физики и термодинамики. Основы
электродинамики. Колебания и волны. Элементы квантовой физики.
Вселенная и ее эволюция.
Химия:
Общая неорганическая химия - основные понятия и законы химии.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение вещества. Вода. Растворы. Неорганические
соединения.
Органическая химия - органические соединения. Химия и жизнь.
Биология - совокупность наук о живой природе. Клетка. Организм. Вид.
Экосистемы. Волны. Оптика. Элементы квантовой физики. Эволюция
Вселенной.
География
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе

элементы
общей
географии
и
комплексного
географического
страноведения,
призвана сформировать у обучающихся целостное
представление о современном мире, о месте и роли России в этом мире,
развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное
содержание о размещении
населения и хозяйства, об особенностях,
динамике и территориальных
следствиях
главных
политических,
экономических,
экологических и иных процессов, протекающих в
географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия
человеческого общества и природной среды, адаптации человека к
географическим условиям проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной
организации современного географического пространства, представления
о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, о
населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира,
развиваются географические умения и навыки, общая культура и
мировоззрение.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у
студентов
представлений о географической картине мира, которые
опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной
среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного
географического разделения труда, раскрытие географических аспектов
глобальных и региональных процессов и явлений.
Экология
Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты
взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а
также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия
недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения
экологии являются живые организмы и, в частности, человек, а также
системы «общество» и «природа»,
что выводит экологию за рамки
естественнонаучной дисциплины и превращает её в комплексную
социальную дисциплину.
Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет
концепция
устойчивого развития. В соответствии с ней
выделены
содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические
закономерности;
взаимодействие системы «природа» с системой
«общество», прикладные вопросы решения экологических проблем в
рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в
экологии: естественнонаучные и гуманитарные аспекты.
Экология как научная дисциплина изучает: среду обитания человека и

экологическая безопасность. Концепцию устойчивого развития. Охрану
природы.
Математика: алгебра, начала математического анализа
Алгебра - Развитие понятия о числе. Целые и рациональные числа.
Действительные числа. Приближенные вычисления. Комплексные числа.
Корни, степени и логарифмы Корни и степени. Корни натуральной степени
из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их
свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с
действительным показателем. Логарифм. Логарифм числа. Основное
логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы.
Правила действий с логарифмами.
Переход к новому основанию. Преобразование алгебраических выражений.
Преобразование
рациональных,
иррациональных
степенных,
показательных и логарифмических выражений.
Основы тригонометрии - Радианная мера угла. Вращательное движение.
Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические
тождества. Формулы приведения. Формулы сложения. Формулы удвоения
Формулы
половинного
угла.
Преобразования
простейших
тригонометрических
выражений.
Преобразование
суммы
тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму.
Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного
аргумента. Тригонометрические уравнения и неравенства. Простейшие
тригонометрические
уравнения.
Простейшие тригонометрические
неравенства. Обратные
тригонометрические
функции.
Арксинус,
арккосинус, арктангенс.
Функции, их свойства и графики - Функции. Область определения и
множество значений; график функции, построение графиков функций,
заданных различными способами. Свойства функции: монотонность,
четность, нечетность, ограниченность,
периодичность.
Промежутки
возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки
экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных
зависимостей в реальных процессах и явлениях. Арифметические операции
над функциями. Сложная функция (композиция). Понятие о непрерывности
функции. Обратные функции. Область определения и область значений
обратной функции. График обратной функции. Степенные, показательные,
логарифмические
и
тригонометрические
функции.
Обратные
тригонометрические функции. Определения функций, их свойства и графики.
Преобразования
графиков.
Параллельный
перенос,
симметрия.
Относительно осей координат и симметрия относительно начала координат,
симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей

координат.
Начало математического анализа
Последовательности.
Способы
задания
и
свойства
числовых
последовательностей.
Понятие
о
пределе
последовательности.
Существование предела монотонной ограниченной последовательности.
Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая
прогрессия и ее сумма.
Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и
физический смысл. Уравнение касательной к графику функции.
Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные
основных элементарных функций. Применение производной к исследованию
функций и построению графиков. Производные обратной функции и
композиции функции.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего
решения в прикладных задачах. Вторая производная, её геометрический
и физический смысл. Нахождение скорости для процесса, заданного
формулой и графиком.
Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для
нахождения площади криволинейной трапеции. Формула НьютонаЛейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Уравнения и неравенства
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные,
показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность
уравнений, неравенств, систем. Основные приемы их решения (разложение
на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический
метод).
Неравенства.
Рациональные,
иррациональные,
показательные
и
тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и
неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости
множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их
систем.
Прикладные задачи. Применение математических методов для решения
содержательных задач из различных областей науки и практики.
Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Комбинаторика, статистика и теория вероятности
Элементы комбинаторики. Основные понятия комбинаторики. Задачи на
подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на
перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных
коэффициентов. Треугольник Паскаля.

Элементы теории вероятностей. Событие, вероятность события, сложение и
умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная
случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики
дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел.
Элементы математической статистики. Представление данных (таблицы,
диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее
арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики.
Геометрия
Прямые и плоскости в пространстве. Взаимное расположение двух
прямых в пространстве. Параллельность прямой
и
плоскости.
Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости.
Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.
Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух
плоскостей. Геометрические преобразования пространства: параллельный
перенос, симметрия относительно плоскости. Параллельное проектирование.
Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка.
Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Призма.
Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Сечения куба,
призмы и пирамиды. Представление о правильных многогранниках
(тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус.
Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые
сечения и сечения параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения.
Касательная плоскость к сфере.
Измерения в геометрии. Объем и его измерение. Интегральная формула
объема. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы,
цилиндра. Формулы объема пирамида и конуса. Формулы площади
поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.
Координаты и векторы. Прямоугольная (декартова) система координат в
пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы,
плоскости и прямой. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов.
Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора
по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на
ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Использование
координат и векторов при решении математических и прикладных задач.
Информатика

Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы и
темы:
– Информационная деятельность человека.
– Информация и информационные процессы.
– Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)
– Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
– Технологии создания и преобразования информационных объектов.
– Телекоммуникационные технологии.
Роль
информационной
деятельности
в
современном
обществе:
экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Информационная деятельность человека. Информация и информационные
процессы. Средства информационных и коммуникационных технологий.
Технологии создания и преобразования информационных объектов.
Телекоммуникационные технологии.
Экономика
Экономика и экономическая наука - потребности человека и ограниченность
ресурсов. Факторы производства. Прибыль и рентабельность. Выбор и
альтернативная стоимость. Типы экономических систем. Собственность и
конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.
Семейный бюджет. Товар и его стоимость. Рыночная экономика - Рыночный
механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономика
предприятия: цели, организационные формы. Организация производства.
Производственные затраты. Бюджет затрат. Труд и заработная плата - рынок
труда. Заработная плата и мотивация труд. Безработица. Политика
государства в области занятости. Наемный труд и профессиональные союзы.
Деньги и банки - Деньги и их роль в экономике. Банковская система. Ценные
бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок. Инфляция и ее социальные
последствия.
Государство и экономика - роль государства в развитии экономики. Налоги и
налогообложение. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета.
Показатели экономического роста. Экономические циклы. Основы денежнокредитной политики государства.
Международная экономика - Международная торговля – индикатор
интеграции национальных экономик. Валюта. Обменные курсы валют.
Глобализация мировой экономики. Особенности современной экономики
России.
Психология
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: Введение в
психологию; Психология личности - Личность. Структура и развитие
личности,
Индивидуально-типологические
особенности
личности;

Психология познавательных процессов - Ощущения и восприятие. Внимание,
память, мышление; Психология общения - Общение. Структура и средства
общения. Психология конфликта. Межличностные отношения в группах и
коллективах; Эмоциональная сфера личности - Эмоции и чувства.
Саморегуляция эмоционального состояния.
Основы философии
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов:
основные категории и понятия философии. Роль философии в жизни
человека и общества. Основы философского учения о бытии, сущность
процесса познания. Основы научной, философской и религиозной картин
мира. Условия формирования личности. Свобода и ответственность за
сохранение жизни, культуры, окружающей среды. Социальные и этические
проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки,
техники и технологий.
История
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: основные
направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI
вв.). Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале XXI вв. Основные процессы
(интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и
экономического развития ведущих государств и регионов мира. Назначение
ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их
деятельности. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций. Содержание и назначение
важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и
регионального значения.
Физическая культура
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: роль
физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека; основы здорового образа жизни.
Математика
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: значение
математики в профессиональной деятельности. Основные математические
методы решения прикладных задач в области профессиональной
деятельности. Основные понятия и методы математического анализа,
дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел,
теории вероятностей и математической статистики. Основы интегрального и
дифференциального исчисления.
Информационные технологии в профессиональной деятельности

Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: основные
методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации
компьютера. Основные компоненты компьютерных сетей, принципы
пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия.
Назначение и принципы использования системного и программного
обеспечения. Технология поиска информации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). Принципы
защиты информации от несанкционированного доступа. Правовые аспекты
использования информационных технологий и программного обеспечения.
Основные
понятия
автоматизированной
обработки
информации.
Направления автоматизации бухгалтерской деятельности, назначение,
принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных
систем. Основные угрозы и методы обеспечения информационной
безопасности.
Экономика организации
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: основные принципы
построения экономической системы организации. Управление основными и
оборотными средствами и оценка эффективности их использования. Состав
материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их
эффективного использования. Механизмы ценообразования, формы оплаты
труда. Основные экономические показатели деятельности организации и
методика их расчета. Планирование деятельности организации.
Статистика
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: предмет, метод и задачи
статистики.
Принципы
организации
государственной
статистики.
Современные тенденции развития статистического учёта. Основные способы
сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации.
Основные формы и виды действующей статистической отчётности.
Статистические наблюдения; сводки и группировки, способы наглядного
представления статистических данных. Статистические величины:
абсолютные, относительные, средние. Показатели вариации. Ряды: динамики
и распределения, индексы.
Менеджмент (по отраслям)
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: сущность и характерные
черты современного менеджмента. Внешняя и внутренняя среда
организации. Цикл менеджмента. Процесс и методика принятия и реализации
управленческих
решений.
Функции
менеджмента:
организация,
планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта.
Система методов управления. Стили управления, коммуникации, деловое и
управленческое общение. Особенности менеджмента в области

профессиональной деятельности.
Документационное обеспечение управления
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: основные понятия:
цели, задачи и принципы документационного обеспечения управления.
Система документационного обеспечения управления, их автоматизация.
Классификация документов, требования к составлению и оформлению
документов. Организация документооборота: прием, обработка, регистрация,
контроль, хранение документов, номенклатуру дел.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: основные положения
Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и
гражданина, механизмы их реализации. Основы правового регулирования
коммерческих отношений в сфере профессиональной деятельности.
Законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие
правоотношения
в
процессе
профессиональной
деятельности.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Правовое положение
субъектов предпринимательской деятельности. Права и обязанности
работников в сфере профессиональной деятельности. Порядок заключения
трудового договора и основания для его прекращения. Правила оплаты
труда. Роль государственного регулирования в обеспечении занятости
населения. Право социальной защиты граждан. Понятие дисциплинарной и
материальной ответственности работника. Виды административных
правонарушений и административной ответственности. Нормы защиты
нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
Логистика
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: цели, задачи, функции и
методы логистики. Логистические цепи и схемы, современные складские
технологии, логистические процессы. Контроль и управление в логистике.
Закупочная и коммерческая логистика.
Бухгалтерский учет
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: нормативное
регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Методологические
основы бухгалтерского учета, его счета и двойная запись. План счетов,
объекты бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность.
Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: основы стандартизации,
метрологии, оценки соответствия: контроля и подтверждения соответствия сертификации соответствия и декларирования соответствия. Основные
понятия, цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, средства, методы,
нормативно-правовая база стандартизации, метрологии, подтверждения

соответствия и контроля. Основные положения Национальной системы
стандартизации.
Безопасность жизнедеятельности
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов: принципы обеспечения
устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и
оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России. Основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту,
принципы снижения вероятности их реализации. Основы военной службы и
обороны государства. Задачи и основные мероприятия гражданской обороны.
Способы защиты населения от оружия массового поражения. Меры
пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.
Организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления
на нее в добровольном порядке. Основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО. Область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.
Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
ПМ.01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью
Содержание профессионального модуля охватывает следующий круг
вопросов: составные элементы коммерческой деятельности: цели, задачи,
принципы, объекты, субъекты, виды коммерческой деятельности.
Государственное
регулирование
коммерческой
деятельности.
Инфраструктура, средства, методы, инновации в коммерции. Организация
торговли в организациях оптовой и розничной торговли, классификация.
Услуги оптовой и розничной торговли: основные и дополнительные. Правила
торговли. Классификация торгово-технологического оборудования, правила
его эксплуатации. Организационные и правовые нормы охраны труда.
Причины возникновения, способы предупреждения производственного
травматизма и профзаболеваемости, принимаемые меры при их
возникновении. Техника безопасности условий труда, пожарная
безопасность.
ПМ.02 Организация и проведение экономической и маркетинговой
деятельности
Содержание профессионального модуля охватывает следующий круг
вопросов: сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и
функции денег, денежного обращения. Финансирование и денежнокредитная политика, финансовое планирование и методы финансового

контроля. Основные положения налогового законодательства. Функции и
классификация налогов. Организация налоговой службы. Методика расчета
основных видов налогов. Методологические основы анализа финансовохозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды.
Информационное обеспечение, организация аналитической работы. Анализ
деятельности организаций оптовой и розничной торговли, финансовые
результаты деятельности. Составные элементы маркетинговой деятельности:
цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты. Средства:
удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров,
маркетинговые коммуникации и их характеристика. Методы изучения рынка,
анализ окружающей среды. Конкурентная среда, виды конкуренции,
показатели оценки конкурентоспособности.
ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение
сохраняемости товаров
Содержание профессионального модуля охватывает следующий круг
вопросов: теоретические основы товароведения: основные понятия, цели,
задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные
характеристики и факторы, влияющие на них. Виды товарных потерь,
причины их возникновения и порядок списания. Классификация
ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и
непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества,
маркировка товаров. Условия и сроки транспортирования и хранения,
санитарно-эпидемиологические
требования
к
ним.
Особенности
товароведения продовольственных и непродовольственных товаров.
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих
Содержание ПМ охватывает следующие вопросы: система
маркетинговой информации. Процесс маркетингового следования. Сбор и
анализ маркетинговой информации. Продвижение товаров – особенности
процесса продвижения товаров. Формирование общественного мнения.
Обслуживание покупателей – основные элементы процесса продажи, методы
продажи. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.
Приложение №2 Учебный план, график учебного процесса.

Календарный учебный график


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».