Метод.рекомендации по выполнению курсовой работы

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»

Методические рекомендации
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
МДК 01.02. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
для студентов очной формы обучения

Дата введения: «

»

2021 г.

с. Новоильинск
2021 г.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 1 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГАПОУ РБ «РМТ»
_________/В.Ю.Киреев
«__»___________20___г.

1. РАЗРАБОТАНО: методической службой ГАПОУ РБ «РМТ»

2. СОГЛАСОВАНО:
Заведующий учебной частью
Заместитель директора по УПР

____________/Н.Е. Ходунькова
____________/И.Г. Рябова

Методические рекомендации рассмотрены
Утверждаю:
на заседании МО
Старший методист
преподавателей специальных дисциплин
«_____» ___________ 2021 г.
«_____» ___________ 2021 г.
_________ Н.В.Ивакина
Протокол
№ _____
Настоящее положение
не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
стр. 2 из 38
качестве официального издания без разрешения РМТ.

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Председатель МО _______ А.В. Павлова

Рекомендации подготовлены

методической службой ГАПОУ РБ «Республиканский

межотраслевой техникум» в соответствии с требованиями ФГОС СПО к уровню подготовки
выпускника по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам при
выполнении курсовой работы. Даны рекомендации по выполнению разделов выпускной
работы, указаны источники, в которых можно ознакомиться с интересующим вопросом,
приведен справочный материал, необходимый для качественного выполнения работы, указаны
основные требования к оформлению пояснительной записки в соответствии с требованиями
стандартов.
Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также
содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсовой работы,
практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.
Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.
В электронном виде методические рекомендации размещены на сайте техникума.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 3 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Уважаемый студент!
Курсовая работа по профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт
автотранспорта» является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля
Вашей учебной работы.
Курсовая

работа

–

это

дисциплине/профессиональному

творческая

модулю

деятельность

реферативного,

студента

по

практического

или

изучаемой
опытно-

экспериментального характера.
Выполнение

курсовой

работы

по

профессиональному

модулю

«Техническое

обслуживание и ремонт автотранспорта» направлено на приобретение Вами практического
опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию
профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК).
Выполнение
профессионального

курсовой
модуля

работы

осуществляется

«Техническое

под

обслуживание

руководством
и

ремонт

преподавателя

автотранспорта».

Результатом данной работы должна стать курсовая работа, выполненная и оформленная в
соответствии с установленными требованиями. Курсовая работа подлежит обязательной
защите.
Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит Вам избежать ошибок,
сократит время и поможет качественно выполнить курсовую работу.
Обращаем Ваше внимание, что если Вы получите неудовлетворительную оценку по
курсовой работе, то Вы не будете допущены к квалификационному экзамену по
профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Вместе с тем внимательное изучение рекомендаций, следование им и своевременное
консультирование у Вашего руководителя поможет Вам без проблем подготовить, защитить
курсовую работу и получить положительную оценку.
Консультации по выполнению курсовой работы проводятся как в рамках учебных часов в
ходе изучения профессионального модуля, так и по индивидуальному графику.
Желаем Вам успехов!
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 4 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи курсовой работы ……………………………………………………7
1.1. Цель курсовой работы ……………………………………………………7
1.2. Задачи курсовой работы
2. Структура курсовой работы ………………………………………………………10
2.1. Структура курсовой работы………………………………………………10
3. Порядок выполнения курсовой работы ………………………………………….11
3.1. Выбор темы ……………………………………………………………...11
3.2. Получение индивидуального задания………………………………….11
3.3. Составление плана подготовки курсовой работы……………………..12
3.4. Подбор, изучение, анализ и обобщений материалов по выбранной
теме………………………………………………………………………12
3.5. Разработка содержания курсовой работы……………………………..13
3.5.1. Разработка введения……………………………………………...13
3.5.2. Разработка основной части курсовой работы…………………..16
3.5.3. Разработка заключения…………………………………………..17
3.5.4. Составление списка источников и литературы………………...17
4. Общие правила оформления курсовых работ ………………………………..17
4.1. Оформление текстового материала…………………………………..18
4.2. Оформление иллюстраций……………………………………………19
4.3. Общие правила представления формул……………………………...20
4.4. Оформление таблиц…………………………………………………...20
4.5. Оформление приложений…………………………………………….22
4.6. Требования к лингвистическому оформлению курсовой работы…23
5. Процедура защиты курсовой работы………………………………………….26
Темы курсовых работ ……………………………………………………….29
Приложения ………………………………………………………………..,.31

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 5 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполнение

курсовой

работы

рассматривается

как

вид

учебной

работы

по

профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» и
реализуется в пределах времени, отведенного на его изучение.
1.1. Цель курсовой работы
Выполнение студентом курсовой работы по профессиональному модулю (ПМ)
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» проводится с целью:
1. Формирования умений:
 систематизировать полученные знания и практические умения по ПМ 01. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта»;
 проектировать производственные процессы или их элементы;
 осуществлять поиск, обобщать, анализировать необходимую информацию;
 производить расчеты, технологические схемы (графики)
2. Формирования профессиональных компетенций:
Основные показатели оценки результата
(ПК)
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по 1. Всесторонне изучена выбранная тема,
Название ПК

техническому

обслуживанию

и

ремонту ее

автотранспорта

теоретическая,

практическая

значимость и подготовлена курсовая

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при работа, отвечающая всем методическим
хранении,

эксплуатации,

обслуживании

и

средств

ремонте

техническом требованиям;
автотранспортных

2.

Самостоятельно

содержание

и

график

составлено
выполнения

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы работы;
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 6 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

ремонта узлов и деталей автомобиля

3. Подобрана необходимая научная и
методическая литература, справочный
материал, техническая документы и
другие

источники

по

теме

исследования
4.

В

основной

части

содержатся

теоретические основы темы: ключевые
понятия,

история

вопроса,

уровень

разработанности проблемы в теории и
практике.

Приведены

результаты

практических расчетов и направления
их

использования,

сформулированы

а

также

направления

совершенствования.
5.

Строго

соблюдались

представления

курсовой

сроки

работы

на

проверку;
6.

Выполнялась курсовая работа в

полном

соответствии

методическими

с

рекомендациями,

информировался руководитель о ходе
работы над исследованием в рамках
курсовой работы

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 7 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

3. Формирования общих компетенций по специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость

Основные показатели оценки
результата (ОК)
Применять
в

своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый

профессиональной

интерес.

деятельности приемы делового

Название ОК

и управленческого общения;
ОК

2.

Организовывать

собственную

деятельность,

Рассчитывать

основные

выбирать типовые методы и способы выполнения

технико-экономические

профессиональных задач, оценивать их эффективность и

показатели

качество.

организации;

ОК

3.

Принимать

нестандартных

решения

ситуациях

и

в

стандартных
нести

за

и
них

ответственность.

деятельности

Применять

в

профессиональной
деятельности приемы делового
и управленческого общения;

ОК

4.

Осуществлять

информации,
выполнения

поиск

необходимой

и

использование

Анализировать ситуацию на

для

эффективного

рынке товаров и услуг;

профессиональных

задач,

профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные

Рассчитывать

основные

технологии в профессиональной деятельности

технико-экономические
показатели

деятельности

организации с использованием
различных

компьютерных

программ;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно

Применять

общаться с коллегами, руководством, потребителями.

профессиональной

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

в

стр. 8 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

деятельности приемы делового
и управленческого общения;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов

Анализировать ситуацию на

команды (подчиненных), результат выполнения заданий

рынке товаров и услуг;

ОК

Применять

8.

Самостоятельно

определять

задачи

в

профессионального и личностного развития, заниматься

профессиональной

самообразованием, осознанно планировать повышение

деятельности приемы делового

квалификации.

и управленческого общения;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены

Анализировать ситуацию на

технологий в профессиональной деятельности.

рынке товаров и услуг;

1.2. Задачи курсовой работы
Задачи курсовой работы:
 поиск, обобщение, анализ необходимой информации;
 разработка материалов в соответствии с заданием на курсовую работу (курсовое
проектирование);
 оформление курсовой работы/проекта в соответствии с заданными требованиями;
 выполнение графической или реальной части курсовой работы/проекта;
 подготовка и защита (презентация) курсовой работы/проекта.
2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Структура курсовой работы
По структуре курсовая работа практического характера включает в себя:
– содержание;
– введение, в котором подчеркивается актуальность и значение темы, формулируются
цели и задачи работы;
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 9 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

– основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе
содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является
практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами,
схемами, результатами исследования и т.п.;
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно
возможностей практического применения материалов работы;
– список литературы;
– приложения.
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
3.1. Выбор темы
Распределение и закрепление тем производит преподаватель. При закреплении темы
соблюдается принцип: одна тема – один студент (Приложение 1).
При закреплении темы Вы имеете право выбора по выполнению работы по той или иной
теме из предложенного списка. Документальное закрепление тем производится посредством
внесения Вашей фамилии в утвержденный заместителем директора по учебной работе перечень
тем курсовых работ. Данный перечень тем курсовых работ с конкретными фамилиями
студентов хранится у преподавателя. Самостоятельно изменить тему Вы не можете.
3.2. Получение индивидуального задания
После выбора темы курсовой работы преподаватель выдает Вам индивидуальное
задание установленной формы.
Обращаем внимание, что индивидуальное задание Вы должны получить не позднее, чем
за 2 месяца до выполнения курсовой работы.

3.3. Составление плана подготовки курсовой работы
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 10 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В самом начале работы очень важно вместе с руководителем составить план выполнения
курсовой работы/проекта (Приложение 2). При составлении плана Вы должны вместе уточнить
круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки её
выполнения, определить необходимую литературу. ОБЯЗАТЕЛЬНО составить рабочую версию
содержания курсовой работы по разделам и подразделам.
Внимание! Во избежание проблем, при подготовке курсовой работы Вам необходимо
всегда перед глазами иметь:
1. Календарный план выполнения курсовой работы.
2. График индивидуальных консультаций руководителя.
Запомните: своевременное выполнение каждого этапа курсовой работы - залог Вашей
успешной защиты и гарантия допуска к квалификационному экзамену по ПМ.

3.4. Подбор, изучение, анализ и обобщение материалов
по выбранной теме
Прежде чем приступить к разработке содержания курсовой работы/проекта, очень важно
изучить различные источники (законы, ГОСТы, ресурсы Интернет, учебные издания и др.) по
заданной теме.
Процесс изучения учебной, научной, нормативной, технической и другой литературы
требует внимательного и обстоятельного осмысления, конспектирования основных положений,
кратких тезисов, необходимых фактов, цитат, что в результате превращается в обзор
соответствующей книги, статьи или других публикаций.
От качества Вашей работы на данном этапе зависит качество работы по факту её
завершения.
Внимание! При изучении различных источников очень важно все их фиксировать сразу.
В дальнейшем данные источники войдут у Вас в список используемой литературы.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 11 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Практический совет: создать в своем компьютере файл «Литература по КР» и
постепенно туда вписывать исходные данные любого источника, который Вы изучали по теме
курсовой работы. Чтобы не делать работу несколько раз, внимательно изучите требования к
составлению списка источников и литературы (Приложение 4).
Результат этого этапа курсовой работы – это сформированное понимание предмета
исследования, логически выстроенная система знаний сущности самого содержания и
структуры исследуемой проблемы.
Итогом данной работы может стать необходимость отойти от первоначального плана, что,
естественно, может не только изменить и уточнить структуру, но качественно обогатить
содержание курсовой работы.
3.5. Разработка содержания курсовой работы
Курсовая работа имеет ряд структурных элементов: введение, расчетно – техническая
часть, конструкторская часть, заключение.
3.5.1. Разработка введения
Во-первых, во введении следует обосновать актуальность избранной темы курсовой
работы, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, сформулировать цели и задачи
работы (Приложение 3).
Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический
аспект данной проблемы, автор должен дать характеристику объекта, хотя бы кратко, обзор
литературы, изданной по этой теме.
Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно
состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом
предложении называется тема курсовой работы.
Актуальность исследования (почему это следует изучать?) Актуальность исследования
рассматривается с позиций социальной и практической значимости. В данном пункте
необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 12 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

различных трудах (юристов, экономистов, техников и др. в зависимости от ВПД). Здесь же
можно

перечислить

источники

информации,

используемые

для

исследования.

(Информационная база исследования может быть вынесена в первую главу).
Цель исследования (какой результат будет получен?) Цель должна заключаться в
решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда
направлена на объект.
Проблема исследования (что

следует изучать?) Проблема исследования показывает

осложнение, нерешенную задачу или факторы, мешающие её решению. Определяется 1 - 2
терминами.
Объект исследования (что будет исследоваться?). Объект предполагает работу с
понятиями. В данном пункте дается определение экономическому явлению, на которое
направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть процесс, структура,
хозяйственная деятельность предприятия (организации).
Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?) Здесь необходимо дать
определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам
изучения экономического явления. Предмет исследования направлен на практическую
деятельность и отражается через результаты этих действий.
Гипотеза исследования (что не очевидно в исследовании?).
Возможная структура гипотезы:
-

утверждение значимости проблемы.

-

догадка (свое мнение) «Вместе с тем…».

-

предположение «Можно...».

-

доказательство «Если...».
Задачи исследования (как идти к результату?), пути достижения цели. Задачи

соотносятся с гипотезой. Определяются они исходя из целей работы. Формулировки задач
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 13 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно
составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3 - 4 задачи.
Перечень рекомендуемых задач:
1. «На основе теоретического анализа литературы

разработать...» (ключевые понятия,

основные концепции).
2. «Определить...» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект
исследования).
3. «Раскрыть...» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет
исследования).
4. «Разработать...» (средства, условия, формы, программы).
5. «Апробировать…» (что разработали) и дать рекомендации...
Методы исследования (как исследовали?): дается краткое перечисление методов
исследования через запятую без обоснования.
Теоретическая и практическая значимость исследования (что нового, ценного дало
исследование?).
Теоретическая значимость исследования не носит обязательного характера. Наличие
сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает
работе большую практическую значимость.
При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования
позволят осуществить...; будут способствовать разработке...; позволят совершенствовать….
Структура работы – это завершающая часть введения (что в итоге в работе/проекте
представлено).
В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части
работы/проекта, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, 5
приложений».
Здесь допустимо дать развернутую структуру курсовой работы/проекта и кратко изложить
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 14 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

содержание глав. (Чаще содержание глав курсовой работы излагается в заключении).
Таким образом, введение должно подготовить к восприятию основного текста работы.
3.5.2. Разработка основной части курсовой работы
Основная часть обычно состоит из двух разделов: в первом содержатся теоретические
основы темы; дается история вопроса, уровень разработанности вопроса темы в теории и
практике посредством сравнительного анализа литературы.
В теоретической части рекомендуется излагать наиболее общие положения, касающиеся
данной темы, а не вторгаться во все проблемы в глобальном масштабе. Теоретическая часть
предполагает анализ объекта исследования и должна содержать ключевые понятия, историю
вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике. Излагая содержание
публикаций других авторов, необходимо обязательно давать ссылки на них с указанием номеров
страниц этих информационных источников.
Вторым разделом является практическая часть, расчетно - технологическая которая
должна носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретный объект
исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а
также сформулировать направления совершенствования. Для написания практической части,
как правило, используются материалы, собранные Вами в ходе производственной практики.
В тех случаях, если Вы не располагаете такими материалами, теоретические положения
курсовой работы следует иллюстрировать данными Госкомстата, центральной и местной
периодической печати и т.д. Сбор материалов для данной главы не следует принимать как
простой набор показателей за соответствующие плановые и отчетные периоды. Важно глубоко
изучить наиболее существенные с точки зрения задач курсовой работы стороны и особенности.

3.5.3. Разработка заключения
Обращаем Ваше внимание, что по окончанию исследования подводятся итоги по теме.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 15 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное
назначение - резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В
заключении излагаются полученные выводы и их соотношение с целью исследования,
конкретными задачами, гипотезой, сформулированными во введении.
Проведенное исследование должно подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
В случае опровержения гипотезы даются рекомендации по возможному совершенствованию
деятельности в свете исследуемой проблемы.
3.5.4. Составление списка источников и литературы
В список источников и литературы включаются источники, изученные Вами в процессе
подготовки работы, в т.ч. те, на которые Вы ссылаетесь в тексте курсовой работы.
Внимание! Список используемой литературы оформляется в соответствии с правилами,
предусмотренными государственными стандартами (Приложение 4).
Список используемой литературы должен содержать 20 – 25 источников (не менее 10 книг
и 10-15 материалов периодической печати), с которыми работал автор курсовой работы.
Список используемой литературы включает в себя:
- нормативные правовые акты;
- научную литературу и материалы периодической печати;
- практические материалы.
Источники размещаются в алфавитном порядке. Для всей литературы применяется
сквозная нумерация.
При ссылке на литературу в тексте курсовой работы/проекте следует записывать не
название книги (статьи), а присвоенный ей в указателе “Список литературы” порядковый номер
в квадратных скобках. Ссылки на литературу нумеруются по ходу появления их в тексте
записки. Применяется сквозная нумерация.

4. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 16 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

4.1. Оформление текстового материала
Текстовая часть работы должна быть представлена в компьютерном варианте на бумаге
формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал,
выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2,5;
верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем курсовой работы - 20-25 страниц. Все страницы
работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним
приложением. Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная с введения и заканчивая
последним приложением. Номер страницы ставится на середине листа нижнего поля.
Весь текст работы должен быть разбит на составные части. Разбивка текста
производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы). В содержании
работы/проекта не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей
с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов
(глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать
тему работы/проекта.
При делении работы на разделы (главы) (согласно ГОСТ 2.105-95) их обозначают
порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа.
При необходимости подразделы (параграфы) могут делиться на пункты. Номер пункта должен
состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками. В
конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят.
Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также
нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны
иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т.
д.
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы
(главы), подразделы (параграфы) должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не
имеют. Наименование разделов (глав) должно быть кратким и записываться в виде заголовков
(в красную строку) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки
должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов),
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 17 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

пунктов.
Нумерация страниц основного текста и приложений, входящих в состав работы, должна
быть сквозная.
В основной части работы/проекта должны присутствовать таблицы, схемы, графики с
соответствующими ссылками и комментариями.
В работе/проекте должны применяться научные и специальные термины, обозначения и
определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии –
общепринятые в специальной и

научной

литературе. Если

принята специфическая

терминология, то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с
соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы (Приложение 7).
4.2. Оформление иллюстраций
Все иллюстрации, помещаемые в работу, должны быть тщательно подобраны, ясно и
четко выполнены. Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних
изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в
работе/проекте должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации
следует размещать как можно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации
должны быть ссылки в тексте работы. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях,
должны быть одинаковыми.
Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в соответствующем месте
текста, без указания см. (смотри). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации записывают,
сокращенным словом смотри, например, см. рисунок 3.
Размещаемые в тексте иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, например:
Рисунок 1, Рисунок 2 и т.д. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В
этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового
номера иллюстрации, например Рисунок 1.1.
Надписи, загромождающие рисунок, чертеж или схему, необходимо помещать в тексте
или под иллюстрацией.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 18 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

4.3. Общие правила представления формул
В формулах и уравнениях условные буквенные обозначения, изображения или знаки
должны соответствовать обозначениям, принятым в действующих государственных стандартах.
В тексте перед обозначением параметра дают его пояснение, например:
Категория условий эксплуатации КУЭ - 1
При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не
установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне
обозначений.
Формулы и уравнения располагают на середине строки, а связывающие их слова
(следовательно, откуда и т.п.) – в начале строки. Например:
Годовой объем работ ТР считается по формуле ([1], стр. 27)
ТTP = 4nr tTР , где
1000
Lnr= годовой пробег для грузовых автомобилей (см. таблицу)
tТР -_ расчетная трудоемкость ТР для базовой модели автомобиля
4.4. Оформление таблиц
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Название таблицы должно
отражать её содержание, быть точным и кратким. Лишь в порядке исключения таблица может
не иметь названия.
Таблицы в пределах всей записки нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией,
перед которыми записывают слово Таблица. Допускается нумеровать таблицы в пределах
раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера
таблицы, разделенных точкой.
Пример:
Таблица 4.
Предельные величины разброса угловой скорости автомобилей, %
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 19 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Категория автомобиля
М1
М2 , N1
М3 , N2 , N3

Боковое ускорение автомобиля wy , м/с2
1
2
4
10
30
80
10
20
60
10
10
--

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово таблица в тексте пишут
полностью, например: в таблице 4.
Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана
ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении. Допускается
помещать таблицу вдоль стороны листа.
Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части,
помещая одну часть под другой, при этом в каждой части таблицы повторяют ее шапку и
боковик.
При переносе таблицы на другой лист (страницу), шапку таблицы повторяют и над ней
указывают: Продолжение таблицы 5. Название таблицы помещают только над первой частью
таблицы.
В графах таблиц не допускается проводить диагональные линии с разноской заголовков
вертикальных глав по обе стороны диагонали.
Основные заголовки следует располагать в верхней части шапки таблицы над
дополнительными и подчиненными заголовками вертикальных граф. Заголовки граф, как
правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается
перпендикулярное расположение заголовков граф.
Все слова в заголовках и надписях шапки и боковика таблицы пишут полностью, без
сокращений. Допускаются лишь те сокращения, которые приняты в тексте, как при числах, так
и без них. Следует избегать громоздкого построения таблиц с «многоэтажной» шапкой. Все
заголовки надо писать по возможности просто и кратко.
Если в графе таблицы помещены значения одной и той же физической величины, то
обозначение единицы физической величины указывают в заголовке (подзаголовке) этой графы.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 20 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Числовые значения величин, одинаковые для нескольких строк, допускается указывать один раз
(см. таблицы 3, 4).
Таблица 3.
НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ
Условный
проход Dy, в

D

L

L1

L2

2
160
195

3
130
210

4

5

525

600

Масса, кг, не
более

мм

1
50
85

6
160
170
Таблица 4.

НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ
Номинальное
напряжение, В

Тип изолятора
ПНР-6/400
ПНР-6/800

Номинальный ток, А
400
800

6

ПНР-6/900

900

Примечание к таблице помещают сразу под ней, выполняют курсивным шрифтом и
сопровождают надписью: «Примечание к таблице…» с указанием номера этой таблицы.
4.5. Оформление приложений
В приложениях курсовой работы помещают материал, дополняющий основной текст.
Приложениями могут быть:
–

графики, диаграммы;

–

таблицы большого формата,

–

статистические данные;

–

фотографии,

–

процессуальные (технические) документы и/или их фрагменты и т.д.

Приложения оформляют как продолжение основного текста на последующих листах или в
виде самостоятельного документа.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 21 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки.
Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое
приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу
страницы слова Приложение и номера.
Приложения обозначают арабскими цифрами, за исключением цифры 0. Обозначение
приложений римскими цифрами не допускается.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной
строкой.
ВНИМАНИЕ! Выполненная курсовая работа сдается руководителю на проверку.
Проверку, составление письменного отзыва и прием курсовой работы осуществляет
преподаватель дисциплины вне расписания учебных занятий.
Перед сдачей работы Вы должны проверить соблюдение всех необходимых требований по
ее содержанию и оформлению. Несоблюдение требований может повлиять на оценку или
курсовая работа может быть возвращена для доработки, а также повторного выполнения.
Руководитель работы/проекта может предусмотреть досрочную защиту курсовой
работы/проекта.
4.6. Требования к лингвистическому оформлению
курсовой работы
Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным
языком. Повторное употребление одного и того же слова, если это возможно, допустимо через
50 – 100 слов. Не должны употребляться как излишне пространные и сложно построенные
предложения, так и чрезмерно краткие лаконичные фразы, слабо между собой связанные,
допускающие двойные толкования и т. д.
При написании курсовой работы не рекомендуется вести изложение от первого лица
единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. д. Корректнее
использовать местоимение «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 22 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с
употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения
«на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в
безличной форме, например:
– изучение практического опыта свидетельствует о том, что …,
– на основе выполненного анализа можно утверждать …,
– проведенные исследования подтвердили…;
– представляется целесообразным отметить;
– установлено, что;
– делается вывод о…;
– следует подчеркнуть, выделить;
– можно сделать вывод о том, что;
– необходимо рассмотреть, изучить, дополнить;
– в работе рассматриваются, анализируются...
При написании курсовой работы необходимо пользоваться языком научного изложения.
Здесь могут быть использованы следующие слова и выражения:


для указания на последовательность развития мысли и временную соотнесенность:
– прежде всего, сначала, в первую очередь;
– во – первых, во – вторых и т. д.;
– затем, далее, в заключение, итак, наконец;
– до сих пор, ранее, в предыдущих исследованиях, до настоящего времени;
– в последние годы, десятилетия;



для сопоставления и противопоставления:
– однако, в то время как, тем не менее, но, вместе с тем;
– как…, так и…;
– с одной стороны…, с другой стороны, не только…, но и;
– по сравнению, в отличие, в противоположность;

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 23 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»



для указания на следствие, причинность:
– таким образом, следовательно, итак, в связи с этим;
– отсюда следует, понятно, ясно;
– это позволяет сделать вывод, заключение;
– свидетельствует, говорит, дает возможность;
– в результате;



для дополнения и уточнения:
– помимо этого, кроме того, также и, наряду с…, в частности;
– главным образом, особенно, именно;



для иллюстрации сказанного:
– например, так;
– проиллюстрируем сказанное следующим примером, приведем пример;
– подтверждением выше сказанного является;



для ссылки на предыдущие высказывания, мнения, исследования и т.д.:
– было установлено, рассмотрено, выявлено, проанализировано;
– как говорилось, отмечалось, подчеркивалось;
– аналогичный, подобный, идентичный анализ, результат;
– по мнению Х, как отмечает Х, согласно теории Х;



для введения новой информации:
– рассмотрим следующие случаи, дополнительные примеры;
– перейдем к рассмотрению, анализу, описанию;
– остановимся более детально на…;
– следующим вопросом является…;
– еще одним важнейшим аспектом изучаемой проблемы является…;



для выражения логических связей между частями высказывания:
– как показал анализ, как было сказано выше;
– на основании полученных данных;
– проведенное исследование позволяет сделать вывод;

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 24 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

– резюмируя сказанное;
– дальнейшие перспективы исследования связаны с….
Письменная речь требует использования в тексте большого числа развернутых
предложений, включающих придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты.
В связи с этим часто употребляются составные подчинительные союзы и клише:
– поскольку, благодаря тому что, в соответствии с…;
– в связи, в результате;
– при условии, что, несмотря на…;
– наряду с…, в течение, в ходе, по мере.
Необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование
их в тексте курсовой работы было однозначным. Это означает: то или иное понятие, которое
разными учеными может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от
начала до конца иметь лишь одно, четко определенное автором курсовой работы значение.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена
орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами
современного русского языка.
5. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа, выполненная с соблюдением рекомендуемых требований, оценивается
и допускается к защите. Защита должна производиться до начала экзамена по дисциплине и/или
профессионального модуля.
Процедура защиты курсовой работы/проекта включает в себя:
– выступление студента по теме и результатам работы (5-8 мин),
– ответы на вопросы членов комиссии, в которую входят преподаватели

дисциплин

профессионального цикла и/или междисциплинарных курсов профессионального
модуля.
Также в состав комиссии могут входить: методист, мастера производственного обучения.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 25 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

На защиту могут быть приглашены преподаватели и студенты других специальностей.
При подготовке к защите Вам необходимо:
– внимательно прочитать содержание отзыва руководителя работы/проекта,
– внести необходимые поправки, сделать необходимые дополнения и/или изменения;
– обоснованно и доказательно раскрыть сущность темы курсовой работы/проекта;
– обстоятельно ответить на вопросы членов комиссии.
ПОМНИТЕ, что окончательная оценка за курсовую работу выставляется комиссией
после защиты.
Работа

оценивается

дифференцированно

с

учетом

качества

ее

выполнения,

содержательности Вашего выступления и ответов на вопросы во время защиты.
Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Положительная

оценка

по

той

дисциплине/профессиональному модулю, по которой предусматривается курсовая работа,
выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже
«удовлетворительно».
Если Вы получили неудовлетворительную оценку по курсовой работе, то не
допускаетесь к квалификационному экзамену по профессиональному модулю. Также по
решению комиссии Вам может быть предоставлено право доработки работы в установленные
комиссией сроки и повторной защиты.
К защите курсовой работы предъявляются следующие требования:
1. Глубокая

теоретическая

проработка

исследуемых

проблем

на

основе

анализа

экономической литературы.
2. Умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц и графиков с необходимым
анализом, обобщением и выявлением тенденций развития исследуемых явлений и
процессов.
3. Критический подход к изучаемым фактическим материалам с целью поиска направлений
совершенствования деятельности.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 26 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

4. Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.
5. Логически последовательное и самостоятельное изложение материала.
6. Оформление материала в соответствии с установленными требованиями.
7. Обязательное наличие отзыва руководителя на курсовую работу/проект.
Для выступления на защите необходимо заранее подготовить и согласовать с руководителем
тезисы доклада и иллюстративный материал.
При составлении тезисов необходимо учитывать ориентировочное время доклада на защите,
которое составляет 8-10 минут. Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания
работы по главам, а по задачам, то есть, раскрывая логику получения значимых результатов. В
докладе обязательно должно присутствовать обращение к иллюстративному материалу,
который будет использоваться в ходе защиты работы. Объем доклада должен составлять 7-8
страниц текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал. Рекомендуемые
структура, объем и время доклада приведены в таблице 5.
Таблица 5
Структура, объем и время доклада
№

Структура доклада

1.

Представление темы работы.

2.

Актуальность темы.

3.

Цель работы.

4.

Постановка задачи, результаты ее решения и сделанные
выводы (по каждой из задач, которые были поставлены
для достижения цели курсовой работы/ проекта).

5.

Перспективы и направления дальнейшего исследования
данной темы.

Объем

Время

До 1,5
страниц

До 2 минут

До 6

До 7 минут

страниц
До 0,5

До 1 минуты

страницы

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 27 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В качестве иллюстраций используется презентация, подготовленная в программе «Power
Point». Также иллюстрации можно представлять на 4–5 страницах формата А4, отражающих
основные результаты, достигнутые в работе, и согласованные с содержанием доклада.
Иллюстрации должны быть пронумерованы и названы.
В случае неявки на защиту по уважительной причине, Вам будет предоставлено право на
защиту в другое время.
В

случае

неявки

на

защиту

по

неуважительной

причине,

Вы

получаете

неудовлетворительную оценку.

Темы курсовых работ
для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»
Технологический процесс ремонта АКПП вариаторного типа
Технологический процесс ремонта КШМ автомобиля LADA 4x4
Технологический процесс диагностики и ремонта двигателя КАМАЗ-740
Технологический процесс диагностики и ремонта двигателя автомобиля Lada-Granta
Технологический процесс диагностики и ремонта передней подвески автомобилей КАМАЗ
Технологический процесс ремонта коробки передач легковых автомобилей
Технологический процесс ремонта рулевого управления автомобиля Lada Granta
Технологический процесс ремонта ГРМ двигателя КАМАЗ-740
Технологический процесс ремонта системы питания двигателя КАМАЗ-740
Технологический процесс ремонта заднего моста автомобиля Lada-Niva 4x4
Технологический процесс диагностики и ремонта системы зажигания Lada-Niva 4x4
Технологический процесс ремонта рамы автомобиля ГАЗ-3307
Технологический процесс диагностики и ремонта подвески легкового автомобиля
Технологический процесс ремонта кабин и кузовов автомобилей КАМАЗ
Технологический процесс ремонта системы Common Rail
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 28 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Технологический процесс диагностики и ремонта несущего кузова автомобиля Lada Granta
Технологический процесс диагностики и ремонта КПП автомобиля ГАЗ-3307
Технологический процесс ремонта системы охлаждения двигателя КАМАЗ
Технологический процесс диагностики и ремонта электрооборудования автомобиля ВАЗ-2107
Технологический процесс диагностики и ремонта блока цилиндров двигателя КАМАЗ-740
Технологический процесс ремонта АКПП легкового автомобиля
Технологический процесс ремонта ТНВД автомобиля КАМАЗ
Технологический процесс ремонта КПП автомобиля Lada Niva 4x4
Технологический процесс ремонта подвески автомобиля УАЗ”Хантер”
Технологический процесс ремонта рулевого управления автомобиля КАМАЗ-4310
Технологический процесс ремонта КШМ двигателя D4HB автомобиля Kia Sorrento
Технологический процесс диагностики и ремонта карбюратора К-88
Технологический процесс ремонта КПП автомобиля КАМАЗ-4310
Технологический процесс диагностики и ремонта топливной системы КАМАЗ
Технологический процесс диагностики и изменения углов установки колес легкового
автомобиля
Технологический процесс диагностики и ремонта задней подвески автомобиля КАМАЗ

Приложение 2.
Форма календарного плана выполнения курсовой работы

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 29 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
выполнения курсовой работы
Студентом_4__курса группы _________

___________________________________________
Ф.И.О.
По теме _________________________________________________________________________
Наименование разделов

Объем

Срок

работы

выполнения

Дата контроля

Подпись

%
Введение

Заключение
Сдача курсовой работы
Задание выдано «__» __________ 20__ г.
Срок исполнения «__» ___________20__ г.
Защита состоится «__» ___________20__ г.
Руководитель _____________ (подпись) ____________________ (ФИО)
Студент

________________
подпись

__________________
И.О. Фамилия

Приложение 3.
Пример разработки Введения курсовой работы

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 30 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема «Хххххххххххххххххххххххххххххххххххх»
Введение
Актуальность

темы

определяется

тем,

что

хххххххххххххххххххх

текст

хххххххххххххххххххххххх.
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему
настоящего исследования: выявление ххххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх.
Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость
хххххххххххххххххх текст хххххххххххххххх, определили тему исследования: «Х текст
хххххххххх».
Цель исследования: ххххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх.
Объект исследования: ххххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх.
Предмет исследования: ххххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх.
Гипотеза исследования: ххххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх, если:
– ххххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх;
– ххххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх;
– ххххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх.
– Задачи исследования:
1. Xхххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх.
2. Xхххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх.
3. Xхххххххххххххххх текст ххххххххххххххххххх.
Теоретическая значимость:
Практическая значимость:
Методы исследования:
Приложение 4.
Требования по оформлению списка источников и литературы
Книга с указанием одного, двух и трех авторов
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 31 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Фамилия, И.О. одного автора (или первого). Название книги: сведения, относящиеся к
заглавию (то есть сборник, руководство, монография, учебник и т.д.) / И.О. Фамилия одного
(или первого), второго, третьего авторов; сведения о редакторе, составителе, переводчике. –
Сведения о переиздании (например: 4-е изд., доп. и перераб.). – Место издания: Издательство,
год издания. – количество страниц.
Книги, имеющие более трех авторов
Коллективные монографии
Название книги: сведения, относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия одного автора с
добавлением слов [и др.]; сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Сведения о
произведении (например: 4-е изд., доп. и перераб.). - Место издания: Издательство, год издания.
– Количество страниц.
Многотомное издание. Том из многотомного издания
Пример:
1. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Астрель, 2000. –
4 т.
2. Регионы России : в 2 т. / отв. ред. В.И. Галицин. – М.: Госкомстат, 2000. – Т.1. – 87 с.
Материалы конференций, совещаний, семинаров
Заглавие книги: сведения о конференции, дата и год проведения / Наименование
учреждения или организации (если название конференции без указания организации или
учреждения является неполным); сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Город:
Издательство, год издания. – Количество страниц.
Патентные документы
Обозначение вида документа, номер, название страны, индекс международной
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 32 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

классификации изобретений. Название изобретения / И.О. Фамилия изобретателя, заявителя,
патентовладельца; Наименование учреждения-заявителя. – Регистрационный номер заявки;
Дата подачи; Дата публикации, сведения о публикуемом документе.
СТАТЬИ
…из книг (сборников)
Фамилия И.О. одного автора (или первого). Заглавие статьи: сведения, относящиеся к
заглавию / И.О. Фамилия одного (или первого), второго и третьего авторов // Заглавие
документа: сведения относящиеся к заглавию/ сведения о редакторе, составителе, переводчике.
– Место издания, год издания. – Первая и последняя страницы статьи.
Если авторов более трех…
Заглавие статьи / И.О. Фамилия первого автора [и др.] // Заглавие документа: сведения,
относящиеся к заглавию/ сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Место издания, год
издания. – Первая и последняя страницы статьи.
…из журналов
При описании статей из журналов приводятся автор статьи, название статьи, затем
ставятся две косые черты (//), название журнала, через точку-тире (. –) год, номер журнала
честь, том, выпуск, страницы, на которых помещена статья. При указании года издания, номера
журнала используют арабские цифры.
Описание электронных ресурсов
Твердый носитель
Фамилия И.О. автора (если указаны). Заглавие (название) издания [Электронный ресурс].
– Место издания: Издательство, год издания. – Сведения о носителе (CD-Rom, DVD-Rom)
Сетевой электронный ресурс
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 33 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Фамилия И.О. автора (если указаны). Название ресурса [Электронный ресурс]. – Место
издания: Издательство, год издания (если указаны). – адрес локального сетевого ресурса (дата
просмотра сайта или последняя модификация документа).
Наиболее часто употребляемые сокращения слов и словосочетаний
в библиографическом описании документов
В названии места издания:
Москва - М.
Санкт – Петербург – СПб.
Ростов-на-Дону – Ростов н/Д.
Ленинград – Л.
Название других городов приводится полностью.
В продолжающихся и сериальных изданиях:
Труды-Тр.
Известия – Изв.
Серия – Сер.
Том – Т.
Часть-Ч.
Выпуск – Вып.

Приложение 5.
Список источников и литературы
1. Хххххххххххххххххххххххххххх
2. Хххххххххххххххххххххххххххх
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 34 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 35 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Приложение 6.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум» (12 шрифт)
Допущено к защите
Заместитель директора по УПР
______________ Рябова И.Г.
«___» _____________ 2021 г.
Специальность 23.02.03.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

КУРСОВАЯ РАБОТА (14 шрифт)
ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности:
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» (14 шрифт)
Студент

________________

__________________

подпись

И.О. Фамилия

00.00.2018 г.
Оценка выполнения курсовой работы
Руководитель
________________

_____________
А.Ю. Распопин

подпись

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 36 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Приложение 7.
Пример оформления содержания курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение

Стр.

ГЛАВА 1. …
1. …
2. …
3. …
ГЛАВА 2. …
2.1….
2.2. …
Заключение
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

стр. 37 из 38

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02. «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Лист регистрации изменений
Номер
Номера листов
Основание
изменедля
Подпись
замене новых аннулир
ния
внесения
нных
ованных изменений

Ф.И.О.

Дата

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ.

Дата
введения
изменен
ия

стр. 38 из 38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».