Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 28-2020 Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» ПОЛОЖЕНИЕ «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» Код документа: РМТ-СК-П-28-2020 Дата введения: «___» ______________ 20___г. с. Новоильинск 2020 г. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 1 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 28-2020 Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ РБ РМТ __________/В.Ю.Киреев «__»___________20___г. 1. РАЗРАБОТАНО: методической службой техникума Разработчик: Н.В. Ивакина – методист ГАПОУ РБ «РМТ» 2. СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора ВР ___________ / А.П.Швецова Заместитель директора по УПР ____________/И.Г. Рябова 3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом № от « ___» _________ 2020 года Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 2 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 28-2020 Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» Содержание Предисловие Введение 1. Наименование 2. Область применения 3. Обозначения и сокращения 4. Общее положение 5. Цели и задачи деятельности педагога-психолога 6. Организация деятельности педагога-психолога 7. Основные направления деятельности педагога-психолога 8. Обеспечение деятельности педагога-психолога Лист регистрации изменений Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 3 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 28-2020 Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» Предисловие Данный документ разработан на основании Закона РФ «Об образовании», Законом РБ «Об образовании», Постановлениями и распоряжениями Министерства образования и науки РБ, Устава техникума. Вводится с момента утверждения. Введение Одним из путей повышения уровня эффективности обучения является совершенствование учебно-воспитательного процесса посредством внедрения в процесс образования психологической службы, содействие администрации и педагогическому коллективу создание психологических условий и климата. 1. Наименование В целях обеспечения правильной документации для включения в Перечень нормативной документации техникума принято следующее наименование данного документа: Положение «О деятельности педагога–психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникуме». Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 4 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 28-2020 Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» 2. Область применения Настоящее Положение используется для организации психологической службы в техникума, в соответствии с требованиями ФГОС СПО администрацией ГАПОУ РБ РМТ, преподавателями, мастерами производственного обучения, студентами, родителями, администрацией общежития и других участников образовательного процесса и определяет конкретные цели и задачи деятельности педагога–психолога, организацию деятельности, основные направления. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 5 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» РМТ-СК-П- 28-2020 3. Обозначения и сокращения ГАПОУ РБ РМТ образовательное – Государственное учреждение Республики автономное профессиональное Бурятия Республиканский межотраслевой техникум. УВР – учебно-воспитательная работа т.п. – тому подобное т.д. – так далее Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 6 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 28-2020 Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» 4. Общее положение 4.1. Настоящее Положение определяет деятельность педагога–психолога в техникуме. 4.2. Педагог–психолог оказывает содействие формированию развивающегося образа студентов, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у студентов творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений. 4.3. В своей деятельности педагог–психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Конвенцией о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Президента Российской федерации, РБ, решениями Министерства образования и науки РБ и настоящим Положением. 5. Цели и задачи деятельности педагога-психолога 5.1. Целями деятельности педагога-психолога является: - содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности студентов и обеспечивающей психологические условия для Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 7 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» РМТ-СК-П- 28-2020 охраны здоровья и развития личности студентов, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса; - содействие в приобретении студентам техникума психологических знаний умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни; - оказание помощи студентам техникума в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; - содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании студентов, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 5.2. Задачи деятельности педагога-психолога - психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; - содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов на каждом возрастном этапе развития личности; - формирование у студентов способностей к самоопределению и саморазвитию; - содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально – психологического климата в техникуме; Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 8 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» РМТ-СК-П- 28-2020 - участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов техникума. 6. Организация деятельности педагога-психолога 6.1. Первичная помощь участникам образовательного процесса в техникуме оказывается педагогом-психологом или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного техникума. 6.2. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие оказывается в профессиональной учреждениями, деятельности предназначенными педагога-психолога для углубленной специализированной помощи подросткам, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и психолого-педагогические и медико-педагогическими комиссиями. 6.3. Научно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образования, а также научными учреждениями Российской академии образования. 7. Основные направления деятельности педагога-психолога 7.1. К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся: - психологическое просвещение – формирование у студентов и их родителей (законных представителей), у педагогических работников Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 9 из 13 и Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» РМТ-СК-П- 28-2020 руководителей ОУ потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития; - психологическая профилактика – предупреждения явлений дезадаптации студентов в техникуме, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; - психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение студентов на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами студентов техникума; - психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в подростковом возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогапсихолога, социального педагога и других специалистов; - консультативная деятельность – оказание помощи студентам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения по средством психологического консультирования. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 10 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 28-2020 Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» 8. Обеспечение деятельности педагога-психолога 8.1. Деятельность педагога-психолога обеспечивается Министерством Образования и науки РБ, в ведении которого находится ГАПОУ РБ Республиканский межотраслевой техникум. 8.2. Педагог-психолог работает в тесном контакте с учреждениями Министерства Образования и науки РБ, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум» помощь в воспитании и развитии студентов. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 11 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 28-2020 Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» 1 Лист регистрации изменений Номер Номера листов Основание изменедля Подпись замене новых аннулир внесения ния нных ованных изменений Ф.И.О. Дата Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ Дата введения изменен ия стр. 12 из 13 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 28-2020 Положение «О деятельности педагога – психолога в ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»» Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 13 из 13