Положение «О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 1 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 2 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

Содержание
Предисловие
Введение
1. Наименование
2. Область применения
3. Обозначения и сокращения
4. Общее положение
5. Цели СРС
6. Виды СРС в учебном процессе
7. Методика и организация СРС
8. Организационно – методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов
9. Система контроля СРС
Лист регистрации изменений

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 3 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

Предисловие
Настоящее положение разработано на основании Федерального закона
от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Глава 2
ст.11, ст.12, ст.13; Глава 8 ст. 68, письмом Министерства образования
Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 16-52-138 ин/16-13,
«Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы
студентов

образовательных

учреждений

среднего

профессионального

образования», в которых определяется, что самостоятельная работа является
одним из видов учебных занятий студентов, Устава ГАПОУ РБ «РМТ».
Вводится с момента утверждения.
Введение
В современных условиях развития рыночных отношений складывается
новая

концепция

характера

профессионального

образования.

Целью

учебного процесса становится не только передача знаний и умений от
преподавателя к студенту, но и развитие у студентов способности к
постоянному, непрерывному самообразованию, стремления к пополнению и
обновлению знаний, к творческому использованию их на практике, в сферах
будущей профессиональной деятельности.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 4 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

РМТ-СК-П- 87-2019

1. Наименование
В целях обеспечения правильной документации для включения в
Перечень нормативной документации техникума принято следующее
наименование

данного

документа:

Положение

«О

планировании

и

организации самостоятельной работы студентов».
2. Область применения
Настоящее

Положение

производственного

используется

обучения

техникума

преподавателями,
в

целях

мастерами

обеспечения

его

эффективного функционирования.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 5 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

3. Обозначения и сокращения
ГАПОУ

РБ РМТ – Государственное автономное профессиональное

образовательное

учреждение

Республики

Бурятия

Республиканский

межотраслевой техникум
ПМ – профессиональный модуль
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
СПО – среднее профессиональное образование
МДК – междисциплинарный курс
ДЗ – дифференцированный зачет
Э – экзамен
КОС – контрольно – оценочные средства
ОК – общие компетенции
ПК – профессиональные компетенции

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 6 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

4. Общее положение

4.1. Настоящее Положение определяет содержание и порядок организации
самостоятельной работы студентов техникума.
4.2. Самостоятельная работа студента (далее - СРС) — это вид учебной
деятельности, предназначенный для приобретения знаний, навыков и умений
в объеме изучаемой дисциплины согласно требованиям ФГОС СПО, который
выполняется студентом индивидуально и предполагает активную роль
студента в ее планировании, осуществлении и контроле. Самостоятельная
работа студентов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами должна составлять не менее 50% времени
(очная форма обучения), от обязательной учебной нагрузки.
4.3. В условиях модернизации системы среднего образования организации
самостоятельной работы студентов придается все большее значение. СРС
является важным видом учебной и научной деятельности студентов, которая
направлена на подготовку компетентного, свободно владеющего своей
профессией специалиста, способного к постоянному профессиональному
росту.
5. Цели СРС
5.1.

Основные цели самостоятельной работы студентов:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений студентов;
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 7 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
6. Виды СРС в учебном процессе
6.1. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого
студента

и

определяется

учебным

планом

по

всем

дисциплинам

образовательной программы.
В учебном процессе

выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная, т.е. самостоятельная работа по дисциплине выполняется на
учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по
его заданию;
- внеаудиторная, т.е. самостоятельная работа выполняется студентом по
заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
6.2. СРС с участием преподавателей.
СРС с участием преподавателей — планируемая учебная работа
студентов, которая проводится вне основных часов занятий непосредственно
студентом, но организуется и контролируется преподавателем.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 8 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием
преподавателей являются:
- индивидуальные и групповые консультации;
- выполнение и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
- выполнение и защита лабораторных работ (во время проведения
лабораторных работ);
- выполнение курсовых работ в рамках дисциплин (руководство,
консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные
учебным планом);
- обобщение опыта в процессе прохождения и оформления результатов
практик;
- выполнение выпускной квалификационной работы.

Индивидуальные консультации — это внеаудиторная форма работы
преподавателя с отдельным студентом, подразумевающая обсуждение тех
разделов дисциплины, которые оказались для студента неясными, или же
вызванная желанием студента работать над написанием выпускной
квалификационной работы по изучаемому курсу.
Выпускная квалификационная работа может представлять собой
расширенное и углубленное исследование тех вопросов, которые студент
ставил в курсовых работах. Для выпускной работы требуется анализ
большего, чем в курсовой, количества литературы, а также проведение
эмпирических исследований, если в них есть необходимость. Проблема
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 9 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

должна быть раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями,
с корректным использованием научных терминов и понятий в тексте работы.
Конкретные порядок и правила написания выпускных работ, а также
содержательные и формальные требования к ним определяются техникумом.
Реферат — это самостоятельная письменная работа на тему,
предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом,
но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Реферат —
наиболее сложный вид самостоятельной творческой работы студента, одна из
начальных форм научной и учебно-исследовательской деятельности. Цель
реферата состоит в развитии навыков самостоятельного творческого
мышления и письменного изложения собственных мыслей.
6.3.СРС без участия преподавателей.
Самостоятельная работа студентов без участия преподавателей —
планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская
работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при
методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного
участия.
Основными видами СРС без участия преподавателей являются:
- подготовка к устным выступлениям, к письменным контрольным работам
(рубежным, итоговым испытаниям);
- подготовка к семинарам и лабораторным работам, деловым играм,
практикумам; их оформление;
- выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач,
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 10 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных
работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
- самостоятельный поиск информации в Интернете.
7. Методика и организация СРС

7.1. Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на
формирование личности будущего специалиста.
7.2. Организация самостоятельной работы студентов включает:
- четкое планирование содержания и объема самостоятельной работы;
- организацию, контроль и анализ результатов самостоятельной работы;
- необходимое учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение;
- внедрение новых технологий обучения;
- учет трудозатрат студентов и преподавателей в рамках СРС.
7.3. Методика организации СРС зависит от структуры, характера и
особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида
заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств
студентов и условий учебной деятельности.
7.4. Основная организационная роль в самостоятельной учебной работе
студентов принадлежит преподавателям. Преподаватель, читающий курс и
ведущий

занятия,

должен

знать

объем

часов,

выделенных

самостоятельную работу по своей дисциплине (согласно

на

стандарту по

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 11 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

специальности).
Преподаватель знакомит студентов:
- с системой форм и методов обучения в техникуме,
самостоятельной

работы,

критериями

оценки

качества

методикой
выполняемой

самостоятельной работы;
- с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами
контроля

самостоятельной

работы

студентов.

Преподаватель формирует у студентов:
- умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений;
- развивает навыки работы с учебником, классическими первоисточниками и
современной научной литературой;
- проводит групповые и индивидуальные консультации по методике
самостоятельной работы;
- осуществляет систематический контроль выполнения студентами графика
самостоятельной работы;
- проводит анализ итогов самостоятельной работы и дает ей оценку.
7.5. Самостоятельная работа студентов включает в себя:
•

подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим,

семинарским, лабораторным и др.) и выполнение соответствующих заданий;
•

самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в

соответствии с учебно-тематическими планами;
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 12 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

•

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных

практиками;
•

выполнение письменных контрольных и курсовых работ, электронных

презентаций;
•

подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе

курсовым, комплексным экзаменам и зачётам;
•

подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе

выполнение выпускной квалификационной работы;
•

работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.;

•

участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;

•

участие в научной и научно-методической работе техникума;

•

участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах,

конгрессах и т.п.;
•

другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой техникума

и органами студенческого самоуправления.
7.6.

Самостоятельная

работа,

не

предусмотренная

образовательной

программой, учебным планом и учебно-методическими материалами,
раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется
студентами инициативно, с целью реализации собственных учебных и
научных интересов.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 13 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

7.7. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу,
находит отражение:
•

в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению,

каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;
•

в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным

распределением по разделам или конкретным темам.
Для организации СРС необходимы следующие условия:
•

готовность студентов к самостоятельному труду;

•

мотив к получению знаний;

•

наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и

справочного материала как печатного, так и электронного, методических
рекомендаций по выполнению СРС, технологических карт прохождения
индивидуального образовательного маршрута студента, доступа в сеть
Интернет;
•

система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной

работы;
•

консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети

Интернет;
•

наличие помещений для выполнения групповых самостоятельных

работ.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 14 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

РМТ-СК-П- 87-2019

7.8. Технология организации самостоятельной работы студентов включает
использование

информационных

и

материально-технических

ресурсов

техникума
В частности, информационно-техническое обеспечение самостоятельной
работы студентов включает в себя:
•

библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с

существующими нормами;
•

учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий;

•

компьютерные классы с возможностью работы в INTERNET;

•

учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными

договорами;
•

аудитории (классы) для консультационной деятельности;

•

учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом

увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные материалы.
7.9. Формы СРС определяются содержанием учебной дисциплины, степенью
подготовленности

студентов.

Они

могут

быть

тесно

связаны

с

теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский
характер. Форму СРС определяют преподаватели при разработке рабочих
программ учебных дисциплин.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 15 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

Планирование СРС осуществляется на основе определения научнообоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных
заданий по каждой дисциплине.
7.10. При составлении учебных планов техникумом определяется:
•

общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную

работу в целом по теоретическому обучению (как разница между
максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в
целом, и объемом времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку,
факультативные дисциплины, консультации по теоретическому обучению);
•

объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу

по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов,
сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в
цикл;
•

объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу

по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами
учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов
(иметь представление, знать, владеть умениями).
7.11. Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную
самостоятельную

работу

по

учебной

дисциплине,

осуществляется

преподавателем.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 16 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяется
затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания
учебного задания: на основании наблюдений за выполнением студентами
аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов о затратах времени
на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той
или иной задачи с внесением поправочного коэффициента их расчета знаний
и умений студентов. По совокупности заданий определяется объем времени
на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.
7.12. МО на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей
по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине,
входящей в цикл, при необходимости вносят коррективы с учетом сложности
и объема изучаемого материала учебной дисциплины, и устанавливают время
внеаудиторной самостоятельной работы по всем дисциплинам цикла в
пределах общего объема максимальной учебной нагрузки студента,
отведенной рабочим учебным планом на данный цикл дисциплин.
При разработке рабочего учебного плана учитываются предложения
МО по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы
дисциплин, при необходимости вносятся коррективы.
7.13. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при
планировании

содержания

внеаудиторной

самостоятельной

работы

преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической
учебной информации и практические задания по каждой теме, которые

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 17 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы
и методы контроля результатов.
7.14. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную
работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
7.15. Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу
определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за
рамки

54-часовой

учебной

недели,

включающей

аудиторные

и

внеаудиторные виды учебной работы.
7.16. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в
соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами;
•

Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,

дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста;
графическое изображение структуры текста; составление электронной
презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со
словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами;
учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей,
компьютерной техники и Интернета и др.;
•

Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом

лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника,
дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и
тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала;
изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы;
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 18 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

РМТ-СК-П- 87-2019

аналитическая

обработка

текста

(аннотирование,

рецензирование,

реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на
семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление
библиографии, тематических кроссвордов и др.;
•

Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу;

решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем;
выполнение

расчетно-графических

работ;

решение

ситуационных

производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;
проектирование

и

профессиональной
квалификационных

моделирование
деятельности;
работ;

разных

подготовка

упражнения

на

видов

и

курсовых

компонентов
и

тренажере;

выпускных
упражнения

спортивно-оздоровительного характера.
7.17. При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы
рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:
•

воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую

деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
•

реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и

известного способа действия в частично измененной ситуации;
•

эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении

нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 19 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

•

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и

способов исследовательской деятельности.
7.18. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их
содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный
характер,

учитывать

специфику специальности, данной

дисциплины,

индивидуальные особенности студента.
7.19. Руководство разработкой СРС осуществляется председателями МО.
8. Организационно – методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов

8.1. Организационно-методическое обеспечение СРС включает разработку и
проведение комплекса мероприятий по планированию и организации СРС:
•

планирование СРС (на всех уровнях от преподавателя до

администрации техникума);
•

обеспечение информационной поддержки СРС: учебной литературой,

методическими пособиями, компьютерной техникой, полезными Интернетссылками, электронными книгами и пособиями, электронными
информационными ресурсами, автоматизированными обучающими
системами и программами;

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 20 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

•

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

создание учебно-лабораторной базы и ее оснащение в соответствии с

содержанием самостоятельной работы по данным курсам изучаемых
дисциплин;
•

создание необходимых условий для СРС в библиотеке.

8.2. Активизация самостоятельной работы студентов при проведении
различных видов учебных занятий включает:
•

переработку учебных планов и программ в рамках существующих

ФГОС с целью увеличения доли самостоятельной работы студента. При этом
должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литературой и
ее доступность для всех обучающихся.
•

оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс

современных образовательных и информационных технологий, электронных
образовательных ресурсов;
•

совершенствование системы текущего контроля СРС (использование

возможностей бально-рейтинговой системы, компьютеризированного
тестирования и др.);
•

совершенствование методики проведения профессиональной практики

и учебно-исследовательской работы студентов;
8.3. Работа по учебно-методическому обеспечению СРС в техникуме под
руководством председателей МО и заместителя директора по УМР включает:

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 21 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

•

отбор учебного содержания для самостоятельного изучения;

•

определение видов самостоятельной работы;

•

разработку методических указаний (в целом по курсу или отдельно для

организации СРС) по выполнению студентами заданий по СРС;
•

определение приемов контроля результатов СРС.
9. Система контроля самостоятельной работы студента.

9.1. Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной
работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности
студентов, в помощи при возникающих затруднениях.
9.2. Контроль СРС предусматривает:
•

соотнесение содержания контроля с целями обучения;

•

объективность контроля;

•

валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что

предполагается проверить);
•

дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

9.3. Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем
из следующих вариантов:

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 22 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

•

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на

вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях);
•

решение ситуационных задач по практикоориентированным

дисциплинам;
•

конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;

•

представленный текст контрольной работы;

•

тестирование, выполнение письменной контрольной работы по

изучаемой теме;
•

система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой

дисциплины, циклам дисциплин;
•

статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-

популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и
учебно-исследовательской

работы,

опубликованные

по

решению

администрации техникума;
•

представление изделия или продукта творческой деятельности

студента.
9.4. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной
работы студентов могут быть использованы Интернет-конференции, обмен
информационными файлами, семинарские занятия, зачеты, тестирование,

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 23 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

РМТ-СК-П- 87-2019

самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных
презентаций и др.
6.5.

Результаты

студентов

могут

самостоятельной
быть

учебно-исследовательской

опубликованы

на

сайте

работы

техникума,

в

специализированных студенческих или научных, научно-методических
изданиях,

апробированы

на

научно-практических

студенческих

конференциях.
9.6. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов
может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные
учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу
студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или
смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой
деятельности студента.
9.7. Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы
студента являются:
•

уровень освоения студентов учебного материала;

•

умения студента использовать теоретические знания при выполнении

практических задач;
•

сформированность общеучебных умений;

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 24 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

•

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

умения студента активно использовать электронные образовательные

ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на
практике;
•

обоснованность и четкость изложения ответа;

•

оформление материала в соответствии с требованиями;

•

умение ориентироваться в поток информации, выделять главное

•

умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение,

критически оценить решение и его последствия;
•

умение показать, проанализировать альтернативные возможности,

варианты действий;
•

умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Критерии оценки самостоятельной работы студентов:
Оценка «5» ставится тогда когда:


Студент свободно применяет знания на практике;



Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;



Студент выделяет главные положения в изученном материале и не
затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;



Студент усваивает весь объем программного материала;



Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 25 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

Оценка «4» ставится тогда когда:


Студент знает весь изученный материал;



Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;



Студент умеет применять полученные знания на практике;



В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет
определенные неточности с помощью дополнительных вопросов
преподавателя;



Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с
требованиями;

Оценка «3» ставится тогда когда:


Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает
затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует
дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;



Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и
испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;



Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с
требованиями;

Оценка «2» ставится тогда когда:


У

студента

имеются

отдельные

представления

об

изучаемом

материале, но все, же большая часть не усвоена;


Материал оформлен не в соответствии с требованиями;

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 26 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

1 Лист регистрации изменений
Номер
Номера листов
Основание
изменедля
Подпись
замене новых аннулир
ния
внесения
нных
ованных
изменений

Ф.И.О.

Дата

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

Дата
введения
изменен
ия

стр. 27 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

Примерная форма организации самостоятельной работы студента
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»

СОГЛАСОВАНО:
на методическом совете
«___»___________201__г.
Председатель МС:
___________ Ивакина Н.В.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий учебной частью
«___»______________201__г.
___________ Ходунькова Н.Е.

ПРОГРАММА
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Профессия/специальность:
Название УД/МДК:
Ф.И.О. преподавателя:

с. Новоильинск
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 28 из 31

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ
САМОСТОЯТЕНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
№

Наименование видов СРС

Колво
часов

Форма контроля

Раздел 1

Раздел 2.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 29 из 31

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

Оценка/ Зачет (+)/ Незачет (-)

1.

2.

3.

стр. 30 из 31

Раздел 6 срс 1

Раздел 5 срс 3

Раздел 5 срс 2

Раздел 5 срс 1

Раздел 4 срс 3

Раздел 4 срс 2

Раздел 4 срс 1

Раздел 3 срс 4

Раздел 3 срс 3

Раздел 3 срс 2

Раздел 3 срс 1

Раздел 2 срс 2

Раздел 2 срс 1

Раздел 1 срс 3

Раздел 1 срс 2

Раздел 1 срс 1

Раздел 4 срс 8

Раздел 4 срс 7

Раздел 4 срс 6

Раздел 4 срс 5

Раздел 4 срс 4

Раздел 4 срс 3

Раздел 4 срс 2

Раздел 4 срс 1

Раздел 3 срс 3

Раздел 3 срс 2

Раздел 3 срс 1

Раздел 2 срс 9

Раздел 2 срс 8

Раздел 2 срс 7

Раздел 2 срс 6

Раздел 2 срс 5

Раздел 2 срс 4

Фамилия,
имя студента
Раздел 2 срс 3

Раздел 2 срс 2

Раздел 2 срс 1

Раздел 1 срс 7

Раздел 1 срс 6

Раздел 1 срс 5

РМТ-СК-П- 87-2019

Раздел 1 срс 4

Раздел 1 срс 3

№.
Раздел 1 срс 2

Раздел 1 срс 1

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

ЖУРНАЛ УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ группы
Виды самостоятельных работ

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О планировании и организации самостоятельной работы студентов»

4.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 31 из 31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».