Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»
РМТ-СК-П- 87-2019
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
ПОЛОЖЕНИЕ
«О взаимопосещении занятий»
Код документа:
РМТ-СК-П-87-2019
Дата введения: «___» ______________ 20___г.
с. Новоильинск
2019 г.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 1 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019
Положение
«О взаимопосещении занятий»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГАПОУ РБ РМТ
__________/В.Ю.Киреев
«__»___________20___г.
1. РАЗРАБОТАНО: методической службой техникума
Разработчик: Н.В. Ивакина – методист ГАПОУ РБ «РМТ»
2. СОГЛАСОВАНО:
Заведующий учебной частью
Председатель МО
преподавателей
общеобразовательных дисциплин
Председатель МО
преподавателей специальных дисциплин
___________ / Н.Е.Ходунькова
____________/Е.И.Пушкарева
____________/ А.В.Павлова
3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом №
от « ___» _________
2020 года
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 2 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»
РМТ-СК-П- 87-2019
Содержание
Предисловие
Введение
1. Наименование
2.Область применения
3.Обозначения и сокращения
4.Общее положение
5.Порядок взаимопосещении
6.Права и обязанности посещающего
7.Права и обязанности посещаемого
8.Подведение итогов взаимопосещении занятий
9.Контроль и отчетность по взаимопосещению
10.Методические рекомендации по анализу структурных элементов занятия
11.Методические рекомендации по анализу в целом
Лист регистрации изменений
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 3 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019
Положение
«О взаимопосещении занятий»
Предисловие
Настоящее положение разработано на основании Федерального закона
от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Глава 2
ст.11, ст.12, ст.19, ст. 28 п.20; Глава 8 ст.68, Устава техникума
.
Вводится с момента утверждения.
Введение
Положение определяет порядок и периодичность взаимосещений
занятий педагогами, права и обязанности посещающего, посещаемого,
контроль и отчетность по взаимопосещению, методические рекомендации по
анализу структурных элементов занятия.
1. Наименование
В целях обеспечения правильной документации для включения в
Перечень нормативной документации техникума принято следующее
наименование данного документа: Положение «О взаимопосещении занятий»
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 4 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»
РМТ-СК-П- 87-2019
2. Область применения
Настоящее
воспитательного
Положение
процесса
преподавателями,
используется
в
соответствии
классными
для
с
организации
учебно-
требованиями
ФГОС
руководителями
и
мастерами
производственного обучения.
3. Обозначения и сокращения
ГАПОУ РБ РМТ – Государственное автономное профессиональное
образовательное
учреждение
Республики
Бурятия
«Республиканский
межотраслевой техникум»
МО – методические объединения
т.п. – тому подобное
т.д. – так далее
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 5 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»
РМТ-СК-П- 87-2019
4. Общие положения
4.1. Взаимопосещение занятий - это одна из форм повышения квалификации
преподавателей и мастеров производственного обучения.
4.2. Целью взаимопосещения занятий является изучение опыта работы
преподавателей для его обобщения и внедрения эффективных приемов
в собственную практику преподавательской и воспитательной работы.
Грамотный и тщательный анализ посещенного занятия является одним
из условий повышению педагогического мастерства, так как, только
научившись анализировать работу другого, можно отдать себе отчет в
собственной деятельности, подойти к ней критически и сделать необходимые
выводы.
5. Порядок взаимопосещения
5.1. Порядок или периодичность взаимопосещений занятий определяется
стажем преподавательской работы в техникуме:
5.1.1. Преподаватель, имеющий стаж преподавательской работы в техникуме
до трех лет обязан посетить не менее трех занятий в течение учебного года.
5.1.2. Преподаватель, имеющий стаж преподавательской работы в техникуме
более 3 лет обязан посетить не менее пяти занятий в течение учебного года.
6. Права и обязанности посещающего
6.1. Права посещающего:
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 6 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»
РМТ-СК-П- 87-2019
6.1.1.
Посещающий
планирующей
занятие
документацией,
вправе
ознакомиться
методическими
с
учебно-
рекомендациями
и
дидактическими средствами обучения, использованными на данном занятии.
6.1.2. Высказывать свое мнение о положительных и отрицательных
сторонах посещенного занятия при анализе после его завершения.
6.2. Обязанности посещающего:
6.2.1. Преподаватель обязан заблаговременно (не менее чем за 1 день)
поставить в известность преподавателя о своем намерении посетить его
занятие.
6.2.2. Не вмешиваться в работу преподавателя и студентов на занятии.
6.2.3. Соблюдать тишину и порядок.
7. Права и обязанности посещаемого
7.1. Права посещаемого:
7.1.1. Преподаватель имеет право не давать разрешения на посещения
его занятия без предварительного согласования
7.2. Обязанности посещаемого:
7.2.1. Не препятствовать без объективных на то причин намерениям
преподавателей посещать его уроки.
7.2.2. Предоставлять посещающему место в учебном кабинете для
наблюдения и анализа хода занятия.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 7 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»
РМТ-СК-П- 87-2019
7.2.3.
Представлять
посещающему
по
его
просьбе
учебно-
планирующую документацию, методические рекомендации и дидактические
средства обучения, использованные на данном занятии.
8. Подведение итогов взаимопосещения занятия
С
целью
подведения
итогов
посещенного
занятия,
преподаватели
(по согласованию) проводят анализ занятия в форме беседы.
9. Контроль и отчетность по взаимопосещению
9.1. Контроль за планированием и проведением взаимопосещений занятий
осуществляет председатель методического объединения. На сентябрьском
заседании методического объединения
утверждаются индивидуальные
графики преподавателей по взаимопосещению занятий на учебный год.
9.2. Исполнение индивидуального графика взаимопосещений в виде анализа
посещенных занятий фиксируется преподавателем в специальной форме,
являющейся документом отчетности по взаимопосещению, которая хранится
в методическом кабинете. Примерная (рекомендуемая) форма анализа
занятия представлена в приложении.
9.3. В план июньского заседания методического объединения включается
вопрос об итогах взаимопосещения занятий за учебный год согласно
индивидуальных графиков.
9.4. Сводные результаты по взаимопосещению занятий методического
объединения представляются председателем в годовом отчете работы МО
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 8 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»
РМТ-СК-П- 87-2019
10. Методические рекомендации по анализу структурных
элементов занятия
10.1. По организационной части:
7.1.1. Своевременность начала занятия.
7.1.2. Способы создания стимулирующей основы действий.
10.2. По актуализации знаний и умений студентов:
10.2.1. Формы проверки готовности студентов к занятию;
10.2.2. Рациональность выбора формы в зависимости от содержания
материала.
10.2.3. Вопросы
формулировки.
для
актуализации:
доступность
и
четкость
10.2.4. Достаточность охвата пройденного материала.
10.2.5. Активность студентов; приемы и способы активизации.
10.3. По изложению нового материала:
10.3.1. Точность изложения понятий, определений, формулировок,
выводов.
10.3.2. Способы постановки целей занятия.
10.3.3. Преемственность с ранее изученным материалом.
10.3.4. Использование межпредметных связей.
10.3.5. Уровень использования активных методов и проблемного
обучения.
10.3.6. Использование средств наглядности и его эффективность.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 9 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019
Положение
«О взаимопосещении занятий»
10.3.7. Активность и заинтересованность студентов; приемы и способы
активизации.
10.3.8. Логика изложения учебного материала.
10.3.9. Связь учебного материала с реальной практикой.
10.3.10. Оптимальность объема учебного материала.
10.3.11. Методы изложения нового материала.
10.3.12. Опора на имеющиеся ЗУН студентов.
10.3.13. Научность изложения нового материала.
10.3.14.
Использование
производственного опыта.
передового
педагогического
и
10.3.15. Формы самостоятельной работы студентов при изучении
нового материала и их эффективность.
10.4. По закреплению нового материала:
10.4.1. Приемы закрепления изученного материала.
10.4.2. Виды контроля усвоения нового материала.
10.4.3. Активность студентов.
10.4.4. Формы самостоятельной работы студентов при закреплении
нового материала и их эффективность.
10.5. По заключительной части занятия:
10.5.1. Вид домашнего задания.
10.5.2. Справедливость и аргументированность критериев оценки.
10.5.3. Соответствие проведенного занятия поставленным целям.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 10 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019
Положение
«О взаимопосещении занятий»
11. Методические рекомендации по анализу занятия в целом
11.1. Реализация триединой цели занятия.
11.2. Качество плана занятия. Рациональность распределения времени на
структурные элементы занятия.
11.3. Неиспользованные потенциальные
воспитания и развития студентов.
возможности
для
обучения,
11.4. Соответствие содержания занятия его плану.
11.5. Логика перехода от одного изучаемого вопроса к другому; от одного
структурного элемента занятия к другому.
11.6. Приемы и способы активизации деятельности студентов. Выражение
активности студентов на различных этапах занятия.
11.7. Виды самостоятельной работы студентов и их эффективность.
11.8. Микроклимат занятия «преподаватель-студенты» (обратная связь).
11.9. Техника и культура речи преподавателя.
11.10. Дисциплина на занятии.
11.11. Учет возрастных и индивидуальных
(дифференцированный подход).
особенностей
студентов
11.12. Приемы управления деятельностью студентов на занятии и их
эффективность.
11.13. Стиль работы преподавателя.
11.14. Реализация основных принципов обучения.
11.15. Использованные методы обучения.
11.16. Виды самостоятельной работы студентов.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 11 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019
Положение
«О взаимопосещении занятий»
11.17. Санитарно-гигиенические условия работы.
11.18. Рациональность структуры занятия.
11.19. Знание преподавателем материала занятия и общая эрудиция.
11.20. Уровень педагогического и методического мастерства.
11.21. Формы контроля за работой студентов и их эффективность.
11.22. Профессиональная направленность занятия.
11.23. Примененные преподавателем инновации.
11.24. Воспитательная направленность занятия.
11.25. Что приобретено лично для посещающего?
11.26. Что можно рекомендовать к распространению и внедрению в учебный
процесс?
11.27. Какие сомнения в деятельности преподавателя?
11.28. Рекомендации и советы педагогу.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 12 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019
Положение
«О взаимопосещении занятий»
1 Лист регистрации изменений
Номер
Номера листов
Основание
изменедля
Подпись
замене новых аннулир
ния
внесения
нных
ованных
изменений
Ф.И.О.
Дата
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
Дата
введения
изменен
ия
стр. 13 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»
РМТ-СК-П- 87-2019
Примерная (рекомендуемая) форма анализа занятия
Анализ занятия преподавателя ________________________________________
Дисциплина _______________________________________________________
Цели посещения: ___________________________________________________
___________________________________________________
Тема занятия: ______________________________________________________
Дата посещения занятия: ______________
Структурный элемент
занятия
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Организационная часть
Актуализация знаний
студентов
Изложение нового
материала
Закрепление нового
материала
Заключительная часть
Структурные элементы занятия приведены для комбинированного типа
теоретического занятия и могут изменяться в зависимости от типа занятия.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 14 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»
РМТ-СК-П- 87-2019
Для лабораторного (практического) занятия предлагается следующая форма
анализа:
Анализ занятия преподавателя ________________________________________
Дисциплина _______________________________________________________
Цели посещения: ___________________________________________________
___________________________________________________
Тема занятия: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата посещения занятия: ______________
Структурный элемент
занятия
Положительные
стороны
Отрицательные стороны
Организационная часть
Вводный инструктаж
Текущий инструктаж и
самостоятельная работа
студентов
Заключительный
инструктаж
Подведение итогов
занятия
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 15 из 16
Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019
Положение
«О взаимопосещении занятий»
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ
стр. 16 из 16