Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О взаимопосещении занятий» РМТ-СК-П- 87-2019 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» ПОЛОЖЕНИЕ «О взаимопосещении занятий» Код документа: РМТ-СК-П-87-2019 Дата введения: «___» ______________ 20___г. с. Новоильинск 2019 г. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 1 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 87-2019 Положение «О взаимопосещении занятий» УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ РБ РМТ __________/В.Ю.Киреев «__»___________20___г. 1. РАЗРАБОТАНО: методической службой техникума Разработчик: Н.В. Ивакина – методист ГАПОУ РБ «РМТ» 2. СОГЛАСОВАНО: Заведующий учебной частью Председатель МО преподавателей общеобразовательных дисциплин Председатель МО преподавателей специальных дисциплин ___________ / Н.Е.Ходунькова ____________/Е.И.Пушкарева ____________/ А.В.Павлова 3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом № от « ___» _________ 2020 года Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 2 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О взаимопосещении занятий» РМТ-СК-П- 87-2019 Содержание Предисловие Введение 1. Наименование 2.Область применения 3.Обозначения и сокращения 4.Общее положение 5.Порядок взаимопосещении 6.Права и обязанности посещающего 7.Права и обязанности посещаемого 8.Подведение итогов взаимопосещении занятий 9.Контроль и отчетность по взаимопосещению 10.Методические рекомендации по анализу структурных элементов занятия 11.Методические рекомендации по анализу в целом Лист регистрации изменений Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 3 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 87-2019 Положение «О взаимопосещении занятий» Предисловие Настоящее положение разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Глава 2 ст.11, ст.12, ст.19, ст. 28 п.20; Глава 8 ст.68, Устава техникума . Вводится с момента утверждения. Введение Положение определяет порядок и периодичность взаимосещений занятий педагогами, права и обязанности посещающего, посещаемого, контроль и отчетность по взаимопосещению, методические рекомендации по анализу структурных элементов занятия. 1. Наименование В целях обеспечения правильной документации для включения в Перечень нормативной документации техникума принято следующее наименование данного документа: Положение «О взаимопосещении занятий» Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 4 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О взаимопосещении занятий» РМТ-СК-П- 87-2019 2. Область применения Настоящее воспитательного Положение процесса преподавателями, используется в соответствии классными для с организации учебно- требованиями ФГОС руководителями и мастерами производственного обучения. 3. Обозначения и сокращения ГАПОУ РБ РМТ – Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» МО – методические объединения т.п. – тому подобное т.д. – так далее Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 5 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О взаимопосещении занятий» РМТ-СК-П- 87-2019 4. Общие положения 4.1. Взаимопосещение занятий - это одна из форм повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. 4.2. Целью взаимопосещения занятий является изучение опыта работы преподавателей для его обобщения и внедрения эффективных приемов в собственную практику преподавательской и воспитательной работы. Грамотный и тщательный анализ посещенного занятия является одним из условий повышению педагогического мастерства, так как, только научившись анализировать работу другого, можно отдать себе отчет в собственной деятельности, подойти к ней критически и сделать необходимые выводы. 5. Порядок взаимопосещения 5.1. Порядок или периодичность взаимопосещений занятий определяется стажем преподавательской работы в техникуме: 5.1.1. Преподаватель, имеющий стаж преподавательской работы в техникуме до трех лет обязан посетить не менее трех занятий в течение учебного года. 5.1.2. Преподаватель, имеющий стаж преподавательской работы в техникуме более 3 лет обязан посетить не менее пяти занятий в течение учебного года. 6. Права и обязанности посещающего 6.1. Права посещающего: Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 6 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О взаимопосещении занятий» РМТ-СК-П- 87-2019 6.1.1. Посещающий планирующей занятие документацией, вправе ознакомиться методическими с учебно- рекомендациями и дидактическими средствами обучения, использованными на данном занятии. 6.1.2. Высказывать свое мнение о положительных и отрицательных сторонах посещенного занятия при анализе после его завершения. 6.2. Обязанности посещающего: 6.2.1. Преподаватель обязан заблаговременно (не менее чем за 1 день) поставить в известность преподавателя о своем намерении посетить его занятие. 6.2.2. Не вмешиваться в работу преподавателя и студентов на занятии. 6.2.3. Соблюдать тишину и порядок. 7. Права и обязанности посещаемого 7.1. Права посещаемого: 7.1.1. Преподаватель имеет право не давать разрешения на посещения его занятия без предварительного согласования 7.2. Обязанности посещаемого: 7.2.1. Не препятствовать без объективных на то причин намерениям преподавателей посещать его уроки. 7.2.2. Предоставлять посещающему место в учебном кабинете для наблюдения и анализа хода занятия. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 7 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О взаимопосещении занятий» РМТ-СК-П- 87-2019 7.2.3. Представлять посещающему по его просьбе учебно- планирующую документацию, методические рекомендации и дидактические средства обучения, использованные на данном занятии. 8. Подведение итогов взаимопосещения занятия С целью подведения итогов посещенного занятия, преподаватели (по согласованию) проводят анализ занятия в форме беседы. 9. Контроль и отчетность по взаимопосещению 9.1. Контроль за планированием и проведением взаимопосещений занятий осуществляет председатель методического объединения. На сентябрьском заседании методического объединения утверждаются индивидуальные графики преподавателей по взаимопосещению занятий на учебный год. 9.2. Исполнение индивидуального графика взаимопосещений в виде анализа посещенных занятий фиксируется преподавателем в специальной форме, являющейся документом отчетности по взаимопосещению, которая хранится в методическом кабинете. Примерная (рекомендуемая) форма анализа занятия представлена в приложении. 9.3. В план июньского заседания методического объединения включается вопрос об итогах взаимопосещения занятий за учебный год согласно индивидуальных графиков. 9.4. Сводные результаты по взаимопосещению занятий методического объединения представляются председателем в годовом отчете работы МО Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 8 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О взаимопосещении занятий» РМТ-СК-П- 87-2019 10. Методические рекомендации по анализу структурных элементов занятия 10.1. По организационной части: 7.1.1. Своевременность начала занятия. 7.1.2. Способы создания стимулирующей основы действий. 10.2. По актуализации знаний и умений студентов: 10.2.1. Формы проверки готовности студентов к занятию; 10.2.2. Рациональность выбора формы в зависимости от содержания материала. 10.2.3. Вопросы формулировки. для актуализации: доступность и четкость 10.2.4. Достаточность охвата пройденного материала. 10.2.5. Активность студентов; приемы и способы активизации. 10.3. По изложению нового материала: 10.3.1. Точность изложения понятий, определений, формулировок, выводов. 10.3.2. Способы постановки целей занятия. 10.3.3. Преемственность с ранее изученным материалом. 10.3.4. Использование межпредметных связей. 10.3.5. Уровень использования активных методов и проблемного обучения. 10.3.6. Использование средств наглядности и его эффективность. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 9 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 87-2019 Положение «О взаимопосещении занятий» 10.3.7. Активность и заинтересованность студентов; приемы и способы активизации. 10.3.8. Логика изложения учебного материала. 10.3.9. Связь учебного материала с реальной практикой. 10.3.10. Оптимальность объема учебного материала. 10.3.11. Методы изложения нового материала. 10.3.12. Опора на имеющиеся ЗУН студентов. 10.3.13. Научность изложения нового материала. 10.3.14. Использование производственного опыта. передового педагогического и 10.3.15. Формы самостоятельной работы студентов при изучении нового материала и их эффективность. 10.4. По закреплению нового материала: 10.4.1. Приемы закрепления изученного материала. 10.4.2. Виды контроля усвоения нового материала. 10.4.3. Активность студентов. 10.4.4. Формы самостоятельной работы студентов при закреплении нового материала и их эффективность. 10.5. По заключительной части занятия: 10.5.1. Вид домашнего задания. 10.5.2. Справедливость и аргументированность критериев оценки. 10.5.3. Соответствие проведенного занятия поставленным целям. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 10 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 87-2019 Положение «О взаимопосещении занятий» 11. Методические рекомендации по анализу занятия в целом 11.1. Реализация триединой цели занятия. 11.2. Качество плана занятия. Рациональность распределения времени на структурные элементы занятия. 11.3. Неиспользованные потенциальные воспитания и развития студентов. возможности для обучения, 11.4. Соответствие содержания занятия его плану. 11.5. Логика перехода от одного изучаемого вопроса к другому; от одного структурного элемента занятия к другому. 11.6. Приемы и способы активизации деятельности студентов. Выражение активности студентов на различных этапах занятия. 11.7. Виды самостоятельной работы студентов и их эффективность. 11.8. Микроклимат занятия «преподаватель-студенты» (обратная связь). 11.9. Техника и культура речи преподавателя. 11.10. Дисциплина на занятии. 11.11. Учет возрастных и индивидуальных (дифференцированный подход). особенностей студентов 11.12. Приемы управления деятельностью студентов на занятии и их эффективность. 11.13. Стиль работы преподавателя. 11.14. Реализация основных принципов обучения. 11.15. Использованные методы обучения. 11.16. Виды самостоятельной работы студентов. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 11 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 87-2019 Положение «О взаимопосещении занятий» 11.17. Санитарно-гигиенические условия работы. 11.18. Рациональность структуры занятия. 11.19. Знание преподавателем материала занятия и общая эрудиция. 11.20. Уровень педагогического и методического мастерства. 11.21. Формы контроля за работой студентов и их эффективность. 11.22. Профессиональная направленность занятия. 11.23. Примененные преподавателем инновации. 11.24. Воспитательная направленность занятия. 11.25. Что приобретено лично для посещающего? 11.26. Что можно рекомендовать к распространению и внедрению в учебный процесс? 11.27. Какие сомнения в деятельности преподавателя? 11.28. Рекомендации и советы педагогу. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 12 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 87-2019 Положение «О взаимопосещении занятий» 1 Лист регистрации изменений Номер Номера листов Основание изменедля Подпись замене новых аннулир ния внесения нных ованных изменений Ф.И.О. Дата Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ Дата введения изменен ия стр. 13 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О взаимопосещении занятий» РМТ-СК-П- 87-2019 Примерная (рекомендуемая) форма анализа занятия Анализ занятия преподавателя ________________________________________ Дисциплина _______________________________________________________ Цели посещения: ___________________________________________________ ___________________________________________________ Тема занятия: ______________________________________________________ Дата посещения занятия: ______________ Структурный элемент занятия Положительные стороны Отрицательные стороны Организационная часть Актуализация знаний студентов Изложение нового материала Закрепление нового материала Заключительная часть Структурные элементы занятия приведены для комбинированного типа теоретического занятия и могут изменяться в зависимости от типа занятия. Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 14 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества Положение «О взаимопосещении занятий» РМТ-СК-П- 87-2019 Для лабораторного (практического) занятия предлагается следующая форма анализа: Анализ занятия преподавателя ________________________________________ Дисциплина _______________________________________________________ Цели посещения: ___________________________________________________ ___________________________________________________ Тема занятия: ______________________________________________________ __________________________________________________________________ Дата посещения занятия: ______________ Структурный элемент занятия Положительные стороны Отрицательные стороны Организационная часть Вводный инструктаж Текущий инструктаж и самостоятельная работа студентов Заключительный инструктаж Подведение итогов занятия Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 15 из 16 Министерство образования и науки РБ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум» Система качества РМТ-СК-П- 87-2019 Положение «О взаимопосещении занятий» Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в качестве официального издания без разрешения РМТ стр. 16 из 16