Положение «О взаимопосещении занятий»

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»

РМТ-СК-П- 87-2019

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»

ПОЛОЖЕНИЕ
«О взаимопосещении занятий»

Код документа:

РМТ-СК-П-87-2019

Дата введения: «___» ______________ 20___г.

с. Новоильинск
2019 г.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 1 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О взаимопосещении занятий»

УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГАПОУ РБ РМТ
__________/В.Ю.Киреев
«__»___________20___г.

1. РАЗРАБОТАНО: методической службой техникума
Разработчик: Н.В. Ивакина – методист ГАПОУ РБ «РМТ»

2. СОГЛАСОВАНО:
Заведующий учебной частью
Председатель МО
преподавателей
общеобразовательных дисциплин
Председатель МО
преподавателей специальных дисциплин

___________ / Н.Е.Ходунькова

____________/Е.И.Пушкарева
____________/ А.В.Павлова

3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом №

от « ___» _________

2020 года

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 2 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»

РМТ-СК-П- 87-2019

Содержание
Предисловие
Введение
1. Наименование
2.Область применения
3.Обозначения и сокращения
4.Общее положение
5.Порядок взаимопосещении
6.Права и обязанности посещающего
7.Права и обязанности посещаемого
8.Подведение итогов взаимопосещении занятий
9.Контроль и отчетность по взаимопосещению
10.Методические рекомендации по анализу структурных элементов занятия
11.Методические рекомендации по анализу в целом

Лист регистрации изменений

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 3 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О взаимопосещении занятий»

Предисловие
Настоящее положение разработано на основании Федерального закона
от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Глава 2
ст.11, ст.12, ст.19, ст. 28 п.20; Глава 8 ст.68, Устава техникума
.
Вводится с момента утверждения.

Введение
Положение определяет порядок и периодичность взаимосещений
занятий педагогами, права и обязанности посещающего, посещаемого,
контроль и отчетность по взаимопосещению, методические рекомендации по
анализу структурных элементов занятия.

1. Наименование
В целях обеспечения правильной документации для включения в
Перечень нормативной документации техникума принято следующее
наименование данного документа: Положение «О взаимопосещении занятий»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 4 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»

РМТ-СК-П- 87-2019

2. Область применения
Настоящее
воспитательного

Положение
процесса

преподавателями,

используется
в

соответствии

классными

для
с

организации

учебно-

требованиями

ФГОС

руководителями

и

мастерами

производственного обучения.
3. Обозначения и сокращения
ГАПОУ РБ РМТ – Государственное автономное профессиональное
образовательное

учреждение

Республики

Бурятия

«Республиканский

межотраслевой техникум»
МО – методические объединения
т.п. – тому подобное
т.д. – так далее

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 5 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»

РМТ-СК-П- 87-2019

4. Общие положения

4.1. Взаимопосещение занятий - это одна из форм повышения квалификации
преподавателей и мастеров производственного обучения.
4.2. Целью взаимопосещения занятий является изучение опыта работы
преподавателей для его обобщения и внедрения эффективных приемов
в собственную практику преподавательской и воспитательной работы.
Грамотный и тщательный анализ посещенного занятия является одним
из условий повышению педагогического мастерства, так как, только
научившись анализировать работу другого, можно отдать себе отчет в
собственной деятельности, подойти к ней критически и сделать необходимые
выводы.
5. Порядок взаимопосещения
5.1. Порядок или периодичность взаимопосещений занятий определяется
стажем преподавательской работы в техникуме:
5.1.1. Преподаватель, имеющий стаж преподавательской работы в техникуме
до трех лет обязан посетить не менее трех занятий в течение учебного года.
5.1.2. Преподаватель, имеющий стаж преподавательской работы в техникуме
более 3 лет обязан посетить не менее пяти занятий в течение учебного года.
6. Права и обязанности посещающего
6.1. Права посещающего:
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 6 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»

РМТ-СК-П- 87-2019

6.1.1.

Посещающий

планирующей

занятие

документацией,

вправе

ознакомиться

методическими

с

учебно-

рекомендациями

и

дидактическими средствами обучения, использованными на данном занятии.
6.1.2. Высказывать свое мнение о положительных и отрицательных
сторонах посещенного занятия при анализе после его завершения.
6.2. Обязанности посещающего:
6.2.1. Преподаватель обязан заблаговременно (не менее чем за 1 день)
поставить в известность преподавателя о своем намерении посетить его
занятие.
6.2.2. Не вмешиваться в работу преподавателя и студентов на занятии.
6.2.3. Соблюдать тишину и порядок.
7. Права и обязанности посещаемого
7.1. Права посещаемого:
7.1.1. Преподаватель имеет право не давать разрешения на посещения
его занятия без предварительного согласования
7.2. Обязанности посещаемого:
7.2.1. Не препятствовать без объективных на то причин намерениям
преподавателей посещать его уроки.
7.2.2. Предоставлять посещающему место в учебном кабинете для
наблюдения и анализа хода занятия.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 7 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»

РМТ-СК-П- 87-2019

7.2.3.

Представлять

посещающему

по

его

просьбе

учебно-

планирующую документацию, методические рекомендации и дидактические
средства обучения, использованные на данном занятии.
8. Подведение итогов взаимопосещения занятия
С

целью

подведения

итогов

посещенного

занятия,

преподаватели

(по согласованию) проводят анализ занятия в форме беседы.
9. Контроль и отчетность по взаимопосещению
9.1. Контроль за планированием и проведением взаимопосещений занятий
осуществляет председатель методического объединения. На сентябрьском
заседании методического объединения

утверждаются индивидуальные

графики преподавателей по взаимопосещению занятий на учебный год.
9.2. Исполнение индивидуального графика взаимопосещений в виде анализа
посещенных занятий фиксируется преподавателем в специальной форме,
являющейся документом отчетности по взаимопосещению, которая хранится
в методическом кабинете. Примерная (рекомендуемая) форма анализа
занятия представлена в приложении.
9.3. В план июньского заседания методического объединения включается
вопрос об итогах взаимопосещения занятий за учебный год согласно
индивидуальных графиков.
9.4. Сводные результаты по взаимопосещению занятий методического
объединения представляются председателем в годовом отчете работы МО

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 8 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»

РМТ-СК-П- 87-2019

10. Методические рекомендации по анализу структурных
элементов занятия
10.1. По организационной части:
7.1.1. Своевременность начала занятия.
7.1.2. Способы создания стимулирующей основы действий.
10.2. По актуализации знаний и умений студентов:
10.2.1. Формы проверки готовности студентов к занятию;
10.2.2. Рациональность выбора формы в зависимости от содержания
материала.
10.2.3. Вопросы
формулировки.

для

актуализации:

доступность

и

четкость

10.2.4. Достаточность охвата пройденного материала.
10.2.5. Активность студентов; приемы и способы активизации.
10.3. По изложению нового материала:
10.3.1. Точность изложения понятий, определений, формулировок,
выводов.
10.3.2. Способы постановки целей занятия.
10.3.3. Преемственность с ранее изученным материалом.
10.3.4. Использование межпредметных связей.
10.3.5. Уровень использования активных методов и проблемного
обучения.
10.3.6. Использование средств наглядности и его эффективность.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 9 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О взаимопосещении занятий»

10.3.7. Активность и заинтересованность студентов; приемы и способы
активизации.
10.3.8. Логика изложения учебного материала.
10.3.9. Связь учебного материала с реальной практикой.
10.3.10. Оптимальность объема учебного материала.
10.3.11. Методы изложения нового материала.
10.3.12. Опора на имеющиеся ЗУН студентов.
10.3.13. Научность изложения нового материала.
10.3.14.
Использование
производственного опыта.

передового

педагогического

и

10.3.15. Формы самостоятельной работы студентов при изучении
нового материала и их эффективность.
10.4. По закреплению нового материала:
10.4.1. Приемы закрепления изученного материала.
10.4.2. Виды контроля усвоения нового материала.
10.4.3. Активность студентов.
10.4.4. Формы самостоятельной работы студентов при закреплении
нового материала и их эффективность.
10.5. По заключительной части занятия:
10.5.1. Вид домашнего задания.
10.5.2. Справедливость и аргументированность критериев оценки.
10.5.3. Соответствие проведенного занятия поставленным целям.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 10 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О взаимопосещении занятий»

11. Методические рекомендации по анализу занятия в целом
11.1. Реализация триединой цели занятия.
11.2. Качество плана занятия. Рациональность распределения времени на
структурные элементы занятия.
11.3. Неиспользованные потенциальные
воспитания и развития студентов.

возможности

для

обучения,

11.4. Соответствие содержания занятия его плану.
11.5. Логика перехода от одного изучаемого вопроса к другому; от одного
структурного элемента занятия к другому.
11.6. Приемы и способы активизации деятельности студентов. Выражение
активности студентов на различных этапах занятия.
11.7. Виды самостоятельной работы студентов и их эффективность.
11.8. Микроклимат занятия «преподаватель-студенты» (обратная связь).
11.9. Техника и культура речи преподавателя.
11.10. Дисциплина на занятии.
11.11. Учет возрастных и индивидуальных
(дифференцированный подход).

особенностей

студентов

11.12. Приемы управления деятельностью студентов на занятии и их
эффективность.
11.13. Стиль работы преподавателя.
11.14. Реализация основных принципов обучения.
11.15. Использованные методы обучения.
11.16. Виды самостоятельной работы студентов.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 11 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О взаимопосещении занятий»

11.17. Санитарно-гигиенические условия работы.
11.18. Рациональность структуры занятия.
11.19. Знание преподавателем материала занятия и общая эрудиция.
11.20. Уровень педагогического и методического мастерства.
11.21. Формы контроля за работой студентов и их эффективность.
11.22. Профессиональная направленность занятия.
11.23. Примененные преподавателем инновации.
11.24. Воспитательная направленность занятия.
11.25. Что приобретено лично для посещающего?
11.26. Что можно рекомендовать к распространению и внедрению в учебный
процесс?
11.27. Какие сомнения в деятельности преподавателя?
11.28. Рекомендации и советы педагогу.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 12 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О взаимопосещении занятий»

1 Лист регистрации изменений
Номер
Номера листов
Основание
изменедля
Подпись
замене новых аннулир
ния
внесения
нных
ованных
изменений

Ф.И.О.

Дата

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

Дата
введения
изменен
ия

стр. 13 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»

РМТ-СК-П- 87-2019

Примерная (рекомендуемая) форма анализа занятия

Анализ занятия преподавателя ________________________________________
Дисциплина _______________________________________________________
Цели посещения: ___________________________________________________
___________________________________________________
Тема занятия: ______________________________________________________
Дата посещения занятия: ______________
Структурный элемент
занятия

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Организационная часть
Актуализация знаний
студентов
Изложение нового
материала
Закрепление нового
материала
Заключительная часть

Структурные элементы занятия приведены для комбинированного типа
теоретического занятия и могут изменяться в зависимости от типа занятия.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 14 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О взаимопосещении занятий»

РМТ-СК-П- 87-2019

Для лабораторного (практического) занятия предлагается следующая форма
анализа:

Анализ занятия преподавателя ________________________________________
Дисциплина _______________________________________________________
Цели посещения: ___________________________________________________
___________________________________________________
Тема занятия: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата посещения занятия: ______________
Структурный элемент
занятия

Положительные
стороны

Отрицательные стороны

Организационная часть
Вводный инструктаж
Текущий инструктаж и
самостоятельная работа
студентов
Заключительный
инструктаж
Подведение итогов
занятия

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 15 из 16

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О взаимопосещении занятий»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 16 из 16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».