Положение «О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе ФГОС СПО»

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 1 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 2 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

Содержание
Предисловие
Введение
1. Наименование
2. Область применения
3. Обозначения и сокращения
4. Общее положение
5. Правовая сторона
6. Термины, определения и сокращения
7. Характеристика рабочей программы
8. Порядок построения рабочей программы
9. Требования к оформлению рабочей программы ПМ
10.Согласование программ
11.Утверждение и регистрация программ
Лист регистрации изменений

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 3 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

Предисловие
Настоящее положение разработано на основании Федерального закона
от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Глава 2
ст.11, ст.12, ст.13; Глава 8 ст. 68, Разъяснениями по формированию
примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального
образования на основе Федеральных государственных образовательных
стандартов среднего профессионального образования, утвержденными 27
августа 2009 г., Письма Министерства образования и науки РБ от 22.02.2011
г. № 1662, Устава техникума.
Вводится с момента утверждения.
Введение
Одним из путей повышения эффективности обучения является
совершенствование

учебного

процесса

посредством

систематизации

теоретических и практических умений и навыков, предусмотренных ФГОС
СПО по той или иной специальности.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 4 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

1. Наименование
В целях обеспечения правильной документации для включения в
Перечень нормативной документации техникума принято следующее
наименование данного документа: Положение «О порядке разработки и
требованиям к содержанию, оформлению рабочей программы учебной
дисциплины и профессионального модуля на основе ФГОС СПО нового
поколения»
2. Область применения
Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования
к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения
рабочих программ профессиональных модулей (далее – ПМ) и их хранение.
Положение используется для организации учебно-воспитательного процесса
в соответствии с требованиями ФГОС СПО преподавателями и мастерами
производственного обучения

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 5 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

3. Обозначения и сокращения
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования
ГАПОУ

РБ РМТ – Государственное автономное профессиональное

образовательное

учреждение

Республики

Бурятия

«Республиканский

межотраслевой техникум»
СПО – среднее профессиональное образование
ПМ – профессиональный модуль
ОПОП - основные профессиональные образовательные программы
МДК - междисциплинарные курсы
Э – экзамен
ОК - общие компетенции
ПК – профессиональные компетенции
т.п. – тому подобное
т.д. – так далее
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 6 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

4. Общие положения

4.1.

Рабочая

программа

профессионального

модуля

–

документ,

определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки,
а также содержание обучения и требования к условиям реализации
программы ПМ. Рабочая программа ПМ включает информацию о
методическом и техническом обеспечении учебного процесса, учитывает
формы организации самостоятельной работы студентов, формы текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации, содержит перечень
работ при проведении практического обучения и если предусмотрено
рабочим учебным планом тематику выпускных квалификационных работ.
4.2. Рабочая программа профессионального модуля является частью
основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) по
специальности среднего профессионального образования и профессии
начального профессионального образования в соответствии с законом
Российской Федерации «Об образовании в РФ» и предназначена для
реализации Федерального государственного образовательного стандарта
среднего и начального профессионального образования (далее ФГОС
НПО/СПО) по конкретному профессиональному модулю
4.3. Рабочая программа ПМ разрабатывается преподавателем техникума
самостоятельно на основе Федерального

государственного

стандарта

среднего и начального профессионального образования (далее – ФГОС
НПО/СПО) и/или примерной программы ПМ, рекомендованной Экспертным
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 7 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

советом

по

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

профессиональному

государственного

учреждения

образованию

Федерального

Федерального

института

развития

образования, по рекомендации работодателей, в том числе на основании
результатов маркетинговых исследований, обоснования вариативной части
ОПОП, согласованной с работодателями.
4.4. Рабочая программа ПМ входит в состав учебно-методического
комплекса (УМК) преподавателей, которое включает также другие учебнометодические материалы – планы уроков, конспекты лекций, инструкции к
проведению лабораторных и/или практических занятий, методических
рекомендаций

по

проведению

практического

обучения

(учебной

и

производственной) материалы по промежуточному контролю знаний по ПМ,
вопросы к дифференцированному зачету по МДК (если он предусмотрен по
рабочему учебному плану), контрольно-оценочные средства, темы заданий
по самостоятельной работе студентов и примеры их выполнения, различный
дидактический материал и др.
4.5. Рабочие программы ПМ наряду с ФГОС НПО/СПО по профессии
/специальности и рабочим учебным планом, рабочими программами по
профессиональным модулям, методическими рекомендациями по учебной и
производственной практике, подготовке выпускных квалификационных
работ, организации самостоятельной работы студентов входят в состав
учебно-методического комплекса специальности (УМКС).
4.6. При отсутствии рабочей программы ПМ преподаватель не допускается к
проведению учебных занятий.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 8 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

4.7. Положение подлежит применению преподавателями всех методических
объединений (далее – МО), учебной частью и другими структурными
подразделениями
образовательного

техникума,
процесса

по

обеспечивающими
соответствующим

реализацию
образовательным

программам.
4.8. Рабочая программа ПМ является единой для всех форм обучения: очной,
заочной.
4.9. Рабочие программы разрабатываются по каждому профессиональному
модулю рабочего учебного плана по специальности (профессии), на срок его
действия.
5. Правовая сторона
5.1. Исходными документами для составления рабочих программ ПМ
являются:
- ФГОС по конкретной специальности (профессии);
- материалы изучения требований работодателей к квалификации
специалистов (результаты маркетинговых исследований);
- базисный учебный план по профессии/специальности;
- рабочий учебный план техникума по профессии/ специальности, в
котором определены последовательность изучения дисциплин и модулей,
также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 9 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

5.2. К рабочей программе ПМ предъявляются следующие требования:
- содержание включенного в рабочую программу ПМ материала
должно соответствовать требованиям ФГОС НПО/СПО;
- количество часов (аудиторные занятия и самостоятельная работа
студента), формы промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный
зачет

по

МДК,

выпускная

квалификационная

работа)

должны

соответствовать рабочему учебному плану по конкретной профессии
/специальности;
- в рабочей программе ПМ должны быть отражены последние
достижения науки и техники и практики хозяйствования (требования
работодателей);
-

рабочая

программа

профессиональных
конкретной

и

общих

ПМ

должна

компетенций,

профессии/специальности

обеспечить

формирование

предусмотренных
или

ФГОС

рекомендованных

работодателями.
- рабочая программа ПМ должна соответствовать существующей
материально-технической базе и имеющейся в техникуме учебной и учебнометодической литературе

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 10 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

6. Термины, определения и сокращения
6.1. ФГОС /СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования
6.2.

Учебный

план

специальности

(профессии)

(УП)

–

документ,

устанавливающий график учебного процесса по неделям на весь период
обучения, перечень учебных дисциплин и их распределение по курсам,
семестрам общую трудоемкость дисциплин в часах, объем аудиторных и
самостоятельных

занятий,

формы

и

сроки

организации

практик

и

государственной (итоговой) аттестации.
6.3.

Профессиональный

модуль

(ПМ)

–

часть

ОПОП,

имеющая

определенную логическую завершенность по отношению к результатам
образования,

заданным

ФГОС,

и

предназначенная

для

освоения

профессиональных компетенций в рамках каждого вида профессиональной
деятельности. Один вид профессиональной деятельности равен одному
профессиональному

модулю.

Состав

профессионального

модуля:

междисциплинарный курс (МДК) (один или несколько в зависимости от
количества ПК), учебная и/или производственная практика, соответствующая
ВПД.
6.4. Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебнометодической документации, средств обучения и контроля, необходимых и
достаточных

для

качественной

организации

реализации

основных

образовательных программ, согласно учебному плану.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 11 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

6.5. Содержание учебной дисциплины – совокупность взаимосвязанных
разделов информации, раскрывающих общие и специфические свойства
объекта

(предмета)

изучения,

особенности

его

строения

и

функционирования, методы и способы его исследования, преобразования,
создания или применения.
6.6. Самостоятельная работа студентов (СРС) – часть учебного процесса,
выполняемая

студентами

с

целью

усвоения,

закрепления

и

совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений, и
навыков, составляющих содержание подготовки специалистов.
6.7. Компетенция – способность применять знания, умения и практический
опыт для успешной трудовой деятельности.
6.8. Общая компетенция – способность успешно действовать на основе
практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для
многих видов профессиональной деятельности.
6.9. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на
основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания,
решении задачи профессиональной деятельности.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 12 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

7. Характеристика рабочей программы
7.1. Задачи рабочей программы ПМ следующие:
- определение профессиональных и общих компетенций, которые должны
быть сформированы у студента в результате освоения конкретного ПМ;
- определение требований к результатам освоения модуля;
- раскрытие структуры, содержания учебного материала;
- распределение объема часов ПМ по темам и видам занятий;
- определение форм и методов контроля уровня освоения учебным
материалом по ПМ;
- конкретизация условий реализации программы ПМ;
- определение основных показателей оценки результата, форм и методов
контроля и оценки
7.2. Разработка рабочей программы ПМ
7.2.1

Рабочие

программы

ПМ

разрабатываются

по

каждому

профессиональному модулю, в соответствие с рабочим учебным планом
профессии /специальности.
7.2.2 Ответственность за разработку рабочей программы ПМ несет
методическое объединение, за которым закреплен данный модуль. Рабочая

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 13 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

программа по ПМ непосредственно составляется преподавателем (одним или
несколькими) по решению методического объединения.
7.2.3 Ответственным за своевременность разработки, качество и
достаточность

содержания

программы

ПМ

является

преподаватель,

назначенный проводить занятия на текущий учебный год в соответствии с
распределением учебной педагогической нагрузки в техникуме.
7.2.4

При

программы ПМ

составлении,

согласовании

и

утверждении

рабочей

должно быть обеспечено ее соответствие следующим

документам:
 ФГОС СПО по соответствующей профессии/специальности о
содержании профессионального модуля;
 учебному плану профессии/ специальности.
7.2.5 При разработке рабочей программы ПМ должны быть учтены:
 содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных для
обучающихся по ОПОП СПО
 требования

организаций

–

потенциальных

потребителей

выпускников;
 материальные и информационные возможности техникума;
 новейшие достижения в данной области.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 14 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

7.2.6 Процесс разработки рабочей программы ПМ включает:
 анализ нормативной документации, информационной, методической
и материальной базы техникума;
 анализ основной литературы, имеющейся в библиотеке и читальном
зале техникума; интернет-ресурсов, обеспечивающих изучение ПМ.
При отсутствии необходимой литературы в библиотеке (или ее
недостаточности)

председатель

МО

оформляет

заявку

на

ее

приобретение и(или) составляет план разработки и издания учебников
(учебных пособий) с последующим представлением их на гриф
уполномоченных организаций;
 анализ учебно-методических пособий, имеющихся в библиотеке
техникума;
 анализ

лабораторной

базы

и

составление

плана

разработки

(доработки) лабораторных и практических работ (при их проведении);
 анализ методического обеспечения всех видов учебной работы
(практические и семинарские занятия, лабораторные работы, курсовые
работы, практическое обучение и т.д.) и составление соответствующего
плана его разработки и издания;
разработка проекта рабочей программы ПМ;
 обсуждение проекта рабочей программы ПМ на заседании МО;
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 15 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

 доработка программы ПМ (при наличии замечаний);
 рецензирование (получение внутренней и внешней рецензий);
 получение согласования заместителя директора по УР;
 утверждение директором техникума.
7.2.7 Работы, связанные с разработкой рабочей программы ПМ,
вносятся в индивидуальные планы преподавателей, ответственных за
реализацию отдельных этапов.
7.3 Хранение и доступность рабочей программы
7.3.1

Один

экземпляр

рабочей

программы

ПМ

хранится

в

методическом кабинете техникума.
7.3.2 Копия рабочей программы ПМ хранится у преподавателя,
ведущего профессиональный модуль
7.3.3 Электронный экземпляр рабочей программы ПМ хранится в
методическом кабинете.
7.4. Обновление программ ПМ
7.4.1 Рабочая программа ПМ подлежит ежегодному рассмотрению на
заседании МО, до 1 сентября учебного года проводится ее переутверждение,
вносятся изменения и дополнения.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 16 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

7.4.2 Изменения и дополнения, вносимые в рабочую программу ПМ,
оформляются в установленной форме (Приложение) и вкладываются во все
учтенные экземпляры.
7.4.3 Список основной и дополнительной литературы должен
обновляться ежегодно с учетом приобретенной в техникуме литературы и
разработанных учебно-методических пособий и рекомендаций.
7.4.4 Полное обновление рабочих программ производится:


при

утверждении

новых

ФГОС

НПО/СПО

по

профессиям/специальностям;


при утверждении нового учебного плана профессии/специальности;



в случае существенных изменений, вносимых в рабочую программу;



по истечении пятилетнего срока действия рабочей программы.
Изменения в рабочую программу вносятся в случаях:



изменения

нормативных

документов,

в

том

числе

внутритехникумовских;


изменения требований работодателей к выпускникам;



появления новых учебников, учебных пособий и других учебнометодических материалов;

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 17 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019



Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

введения новых или изменения тематики практических и лабораторных
работ, приобретения нового оборудования;



разработки новых методик преподавания и контроля знаний студентов
и прочее;



апросы работодателей в соответствии с особенностями развития
региона,

науки,

культуры,

экономики,

техники,

технологий

и

социальной сферы;


предложения преподавателей, ведущих занятия по данному ПМ;



решение МО по результатам итогов взаимопосещений практических
занятий и лекций.
Если изменений и дополнений нет, то лист дополнений и изменений к

рабочей программе все равно ежегодно оформляется с соответствующей
записью, например: «Изменений и дополнений на 20__/20__ учебный год
нет». В этом случае лист оформляется после соответствующего решения
заседания МО, подписывается только председателем МО.
Ответственность за актуализацию рабочих программ (т.е. внесение
изменений по

мере необходимости:

изменение педагогической нагрузки

корректировка учебного плана,
по дисциплине) возлагается на

преподавателя. Решение о внесении изменений в рабочую программу
принимается на заседании МО. Ответственность за организацию работы по
актуализации рабочих программ в МО несет председатель МО.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 18 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

Изменения в рабочие программы вносятся:
- заменой отдельных листов (старый лист при этом перечеркивается, а
новый лист с указанием № и даты изменения степлером прикалывается к
рабочей программе);
-

введением

дополнительных

листов

(дополнительному

листу

присваивается новый номер, например: Изм. №__ стр. __);
- выделением старого текста с указанием ссылки на новый (при
незначительной

корректировке

изменяемые

слова,

символы

и

т.д.

выделяются цветным маркером сплошной линией так, чтобы можно было
прочитать зачеркнутое, рядом делается запись: Изм. № __ от «__» ____ 20__
г.
После внесения изменений документ пригоден для использования и
хранения.
При

наличии

затрудняющих

его

большого
понимание,

количества
при

изменений

изменении

и

поправок,

основополагающей

нормативной базы, а также при необходимости внесения значительных по
объему изменений проводится пересмотр рабочей программы ПМ (т.е.
выпускается новая рабочая программа), которая проходит все стадии
верификации (проверки на пригодность) и валидации (утверждения).

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 19 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

8. Порядок построения рабочей программы
8.1 Структурные элементы рабочей программы:
8.1.1. Структурное содержание основной части рабочей программы
ПМ:
 титульный лист;
 предисловие;
 паспорт программы учебной дисциплины;
 структура и содержание учебной дисциплины;
 условия реализации программы учебной дисциплины;
 контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины;
 дополнения и изменения к рабочей программе ПМ.
8.2 Требования к структурным элементам рабочей программы
8.2.1 Титульный лист является первой страницей программы ПМ,
содержит основные реквизиты, оформляется в соответствии с Приложением.
8.2.2 Предисловие (оборотная сторона титульного листа) оформляется
в соответствии с Приложением.
8.2.3 Паспорт программы (Приложение) содержит название программы
профессионального модуля, описание области применения программы, цели
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 20 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

и

задачи

модуля

в

виде

требований

к

результатам

освоения

профессиональных компетенций, рекомендуемое количество часов на
освоение программы профессионального модуля.
8.2.4 При описании области применения программы указывается, что
программа модуля является частью ОПОП в соответствии с ФГОС
НПО/СПО по профессии/специальности
специальность),

указывается

вид

(указывается профессия

профессиональной

деятельности

или
в

соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности и соответствующие
профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО, указываются
дополнительные возможности использования программы.
8.2.5 При описании требований к результатам освоения модуля
раскрывается целевая установка освоения модуля с указанием требований к
практическому опыту, умениям и знаниям в соответствии с ФГОС /СПО по
профессии или специальности.
8.2.6 В разделе «Результаты освоения профессионального модуля»
(Приложение И) указывается вид профессиональной деятельности на
овладение, которым направлен модуль, перечисляются (с указанием кода)
профессиональные компетенции (ПК) и общие компетенции (ОК) в
соответствии с текстом ФГОС СПО по конкретной профессии или
специальности в табличной форме. В соответствии с учебным планом
количество часов на освоение программы профессионального модуля
указывается максимальная учебная нагрузка студента в часах, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студента, нагрузка по учебной и
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 21 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

производственной практике и часы, отводимые на самостоятельную работу
студента.
8.2.7 Раздел «Структура и содержание профессионального модуля»
(Приложение ) отражает тематический план профессионального модуля, а
также содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ).
8.2.8 В тематическом плане профессионального модуля указываются
коды профессиональных компетенций и наименование соответствующих
разделов

профессионального

профессионального

модуля

модуля.
должно

Наименование

начинаться

с

раздела

отглагольного

существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций,
умений и знаний. Учебная и производственная практики, предусмотренные в
программе модуля, могут проводиться параллельно с теоретическими
занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально
выделенный период (концентрированно), что должно найти отражение в
соответствующем

распределении

часов.

Тематический

план

профессионального модуля предусматривает распределение объёма времени,
отведенного на освоение междисциплинарного (ых) курса (ов), с отведением
часов на обязательную аудиторную учебную нагрузку и самостоятельную
работу студентов, с указанием часов на курсовое проектирование (если
таковое предусмотрено для данного модуля).
8.2.9 Содержание отражает структуру модуля и последовательность
изучения разделов, междисциплинарных курсов (МДК) и тем. По каждому
разделу, МДК, теме модуля приводится номер и наименование. Содержание
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 22 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

учебного материала описывается в дидактических единицах с указанием
уровня освоения.
По каждой теме указываются темы необходимых лабораторных и
(или) практических занятий (порядковый номер и наименование отдельно по
каждому виду) с указанием отводимых часов; контрольных работ и (или)
срезов (если предусмотрены) с указанием отводимых часов;

примерная

тематика самостоятельной внеаудиторной работы с указанием отводимых
часов; самостоятельная работа студентов над курсовой работой (проектом)
(если предусмотрены) с указанием отводимых часов, а также приводится
примерная тематика курсовой работы (проекта). Общее количество часов
должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта
программы профессионального модуля. В тексте должны использоваться
только понятия и термины, относящиеся к конкретной области знания.
8.2.10 Раздел программы «Условия реализации профессионального
модуля» (Приложение) включает требования к минимальному материальнотехническому обеспечению, информационному обеспечению обучения,
общие требования к организации образовательного процесса и кадровое
обеспечение образовательного процесса по модулю.
8.2.11

При

описании

материально-технического

обеспечения

указывается наименование учебных кабинетов, необходимых для реализации
программы модуля. Приводится перечень средств обучения, включая
тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч.
аудиовизуальные,

компьютерные

и

телекоммуникационные

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

и

т.п.

стр. 23 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

(количество не указывается). С учетом специфики конкретного ПМ
приводится перечень оборудования лабораторий, залов (актовый зал,
читальный зал с выходом в сеть Интернет); спортивных комплексов
(например, спортивный зал, зал ритмики и хореографии).
8.2.12

Приводится

информационное

обеспечение

обучения,

указывается перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы, Интернет-ресурсов. При составлении списка основных и
дополнительных источников по модулю учитывается наличие результатов
экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным
Минобрнауки России, приводится основная литература, изданная за
последние 5 лет. Помимо учебной литературы, список литературы может
включать официальные, справочно-библиографические и периодические
издания и должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р
7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила
составления».
8.2.13 В общих требованиях к организации образовательного процесса
описываются

условия

производственной

проведения

практики,

занятий,

организации

консультационной

помощи

учебной

и

студентам,

перечисляются учебные дисциплины и профессиональные модули, изучение
которых должно предшествовать освоению данного профессионального
модуля.
8.2.14 Кадровое обеспечение образовательного процесса определяет
требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 24 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

РМТ-СК-П- 87-2019

обучение по междисциплинарному курсу (курсам), а также требования к
квалификации

педагогических

кадров,

осуществляющих

руководство

практикой.
8.2.15 Раздел программы «Контроль и оценка результатов освоения
профессионального
(Приложение)

модуля

содержит

(вида

результаты

профессиональной
обучения

в

деятельности)»

виде

освоенных

профессиональных компетенций и общих компетенций, а также формы и
методы контроля и оценки этих результатов с определением основных
показателей оценки результата. Результаты указываются в соответствии с
паспортом и разделом 2 программы профессионального модуля.
Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом
специфики обучения по программе модуля. Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не
только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие
общих компетенций и обеспечивающих их умений.

12.Требования к оформлению рабочей программы ПМ
9.1

Текст

рабочей

программы

набирается

в

соответствии

со

следующими требованиями: гарнитура шрифта Times New Roman. Цвет
шрифта должен быть черным, размер шрифта 12, междустрочный интервал –
полуторный (в таблице 2.2 –одинарный). Выравнивание по ширине.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 25 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

9.2 Текст документа печатают на одной стороне листа, кроме
титульного листа и элемента «Предисловие».
9.3 При выполнении набора текста программы необходимо соблюдать
равномерные плотность, контрастность и четкость изображения по всему
тексту.
9.4 Вносить в текст рабочей программы отдельные слова, формулы,
условные знаки, буквы латинского и греческого алфавитов, символы
рукописным способом не допускается. Опечатки, описки, графические
неточности, помарки, повреждения листов программы не допускаются.
9.5 Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту.
96.6 Страницы текста программы должны соответствовать формату А 4. Их
следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по
всему документу. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу.
Точка в конце номера страницы не ставится. Титульный лист включают в
общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы «1» не
проставляется.
9.7 Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не
допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и
определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии –
должны быть общепринятыми в научной литературе.
9.8 Программа ПМ должна иметь внутреннюю и внешнюю рецензии.
Для написания внешних рецензий рабочих программ ПМ необходимо
привлекать

ведущих

специалистов

организаций

–

работодателей

-

потенциальных потребителей выпускников.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 26 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

Для написания внутренней рецензии привлекаются преподаватели
смежных учебных дисциплин и/или профессиональных модулей
10. Согласование программ
Согласующими сторонами

являются:

методические объединения,

заведующий учебной частью, заместитель директора по УМР, предприятия
и организации, на базе которых проводятся практические занятия или
различные виды практик, а также потенциальные работодатели. При этом
рекомендуется процесс согласования начинать на стадии формулирования
цели и определения основных разделов программы. Утверждаются рабочие
программы директором техникума.
11.Утверждение и регистрация программ

11.1 Проект программы должен рассматриваться на заседании методических
объединений путем обсуждения сообщения автора (составителя) программы.
11.2 После утверждения и занесения в протокол МО, программа
рассматривается на методическом совете, согласовывается с заместителем
директора по УР и утверждается директором техникума.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 27 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

1 Лист регистрации изменений
Номер
Номера листов
Основание
изменедля
Подпись
замене новых аннулир
ния
внесения
нных
ованных
изменений

Ф.И.О.

Дата

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

Дата
введения
изменен
ия

стр. 28 из 29

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О порядке разработки и требованиям к содержанию, оформлению рабочей
программы учебной дисциплины и профессионального модуля на основе
ФГОС СПО нового поколения»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 29 из 29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».