Положение «О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения профессиональных модулей»

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 1 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 2 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Содержание
Предисловие
Введение
1. Наименование
2. Область применения
3. Обозначения и сокращения
4. Общее положения
5. Алгоритм разработки контрольно-оценочных средств по
профессиональному модулю
6. Разработка типовых заданий
7. Условия проведения экзамена (квалификационного/ МДК)
Лист регистрации изменений

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 3 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Предисловие
Настоящее положение разработано на основании Федерального закона
от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Глава 2
ст.11, ст.12, ст.13; Глава 8 ст.68,

Федеральных государственных

образовательных стандартов среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО), Устава техникума
Вводится с момента утверждения.
Введение
Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре,
содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения контрольнооценочных средств по дисциплинам общего гуманитарного и социальноэкономического,
профессиональных

математического
циклов

и

общего

естественнонаучного,

(общепрофессиональных

дисциплин

и

профессиональных модулей) (далее – КОС) для контроля знаний студентов
по дисциплинам, входящим в образовательные программы,

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 4 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

1. Наименование
В целях обеспечения правильной документации для включения в
Перечень нормативной документации техникума принято следующее
наименование данного документа: Положение «О контрольно – оценочных
средствах – оценке результатов освоения профессиональных модулей
».
2. Область применения
Настоящее Положение используется инженерно – педагогическим
коллективом, Наблюдательным советом техникума, педагогом - психологом,
родителями и обеспечения его эффективного функционирования.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 5 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

3. Обозначения и сокращения
ГАПОУ

РБ РМТ – Государственное автономное профессиональное

образовательное

учреждение

Республики

Бурятия

«Республиканский

межотраслевой техникум»
ПМ – профессиональный модуль
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
СПО – среднее профессиональное образование
МДК – междисциплинарный курс
ДЗ – дифференцированный зачет
Э – экзамен
КОС – контрольно – оценочные средства
ОК – общие компетенции
ПК – профессиональные компетенции
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 6 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

РМТ-СК-П- 87-2019

4. Общие положения
4.1.

Итогом

освоения

профессионального

модуля

(ПМ)

основной

профессиональной образовательной программы (ОПОП) является готовность
к

выполнению

соответствующего

вида

(видов)

деятельности

и

обеспечивающих его (их) общих и профессиональных компетенций.
4.2.

Итоговой

формой

контроля

по

ПМ

является

экзамен

(квалификационный). Он проверяет готовность обучающегося к выполнению
указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него
компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения
ОПОП»

федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
4.3.

Итогом

проверки

является

однозначное

решение:

«вид

профессиональной деятельности освоен / не освоен».
4.4. Итоговая аттестация по ПМ (экзамен (квалификационный) проводится
как

процедура

внешнего

оценивания

с

участием

представителей

работодателя.
4.5. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное
освоение обучающимися всех элементов программы профессионального
модуля: теоретической части модуля (междисциплинарных курсов, далее –
МДК) и разделов учебной и производственной практик. Техникум вправе по
своему усмотрению проводить промежуточную аттестацию по отдельным
элементам

программы

профессионального

модуля.

В

этом

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

случае
стр. 7 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

РМТ-СК-П- 87-2019

рекомендуемая форма аттестации по учебной и/или производственной
практике – ДЗ (дифференцированный зачет), по МДК – Э (экзамен) или ДЗ
(дифференцированный зачет).
4.6. Задачи текущего и рубежного контроля по ПМ (аттестация по МДК и
практике) – оценивание сформированности элементов компетенций (знаний
и умений), отдельных компетенций с последующим агрегированием оценок.
4.7. Предметом оценки освоения МДК являются профессиональные
компетенции, а также практический опыт, умения и знания. Экзамен по МДК
может проводиться как в традиционной форме, так и с учетом результатов
текущего контроля (рейтинговая система оценивания).
4.8. Предметом оценки по учебной и (или) производственной практике
является приобретение практического опыта. Контроль и оценка по учебной
и (или) производственной практике проводится на основе характеристики
обучающегося

с

завизированной

места

прохождения

представителем

практики,

образовательного

составленной

и

учреждения

и

ответственным лицом организации (базы практики). В характеристике
отражаются виды работ, выполненные обучающимся во время практики, их
объем, качество выполнения в соответствии с требованиями организации, в
которой проходила практика.
Кроме этого, для аттестации по ПМ могут использоваться в том или ином
сочетании с описанными выше формами защита портфолио, защита
курсового проекта.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 8 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

РМТ-СК-П- 87-2019

4.9. Результаты промежуточного и итогового контроля по ПМ едины, но
нетождественны. Контроль освоения МДК и прохождения практики
направлен

на

оценку

результатов

обучения.

Субъектом

оценочной

деятельности здесь выступает образовательное учреждение.
Контроль освоения ПМ в целом направлен на оценку овладения
квалификацией. Субъектом оценочной деятельности является работодатель.
Разная направленность и разные субъекты контроля предполагают разный
инструментарий проверки.
4.10.

Типы

квалификационного

экзамена

по

ПМ:

накопительный

(автоматом); по итогам защиты курсового проекта; комбинированный
(подтверждение освоенных компетенций); публичный (комментируемая
деятельность или защита портфолио).
5. Алгоритм разработки контрольно-оценочных средств

по профессиональному модулю
5.1. Разработка содержания контрольно-оценочных средств (КОС) по ПМ
начинается с анализа и, в случае необходимости, корректировки и уточнения
показателей оценки результата, приведенных в программе ПМ.
5.2. Показателем освоения компетенции является продукт практической
деятельности или процесс практической деятельности. Если показателем
результата является продукт практической деятельности, то возможна ссылка
на эталон качества данного продукта (например, ГОСТ).
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 9 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

РМТ-СК-П- 87-2019

Если показателем результата является процесс практической деятельности,
то

критерием

будет

служить

соответствие

усвоенных

алгоритмов

деятельности заданному (регламенту, временным параметрам и др.). При
этом критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса
выполнения задания.
При отсутствии нормативно закрепленного эталона продукта или процесса
(например, ГОСТ), можно использовать качественные характеристики
продукта или процесса (правильность, точность и т.д.), но в этом случае
необходимо установить для них критерии. Показателем оценки может быть и
обоснование обучающимся своих действий.
5.3. Перечень показателей составляется с учетом имеющихся в структуре
ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности, при
этом показатели ее сформированности должны носить комплексный
характер.
5.4. При изучении того или иного ПМ и / или дисциплины формируются
общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения,
обеспечивающие

развитие

общих

компетенций,

следовательно,

для

определения показателей оценки ОК в программе ПМ надо определить,
какой вклад изучение ПМ вносит в формирование каждой ОК, т.е. какие
общие умения он формирует; определить показатели для оценки общих
умений с учетом специфики содержания ПМ и времени его изучения.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 10 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

РМТ-СК-П- 87-2019

5.5. Формулировка показателей оценки результата осуществляется с учетом
правил:

диагностируемости;

использования

форм

малых

отглагольных

чисел;

преимущественного

существительных

(соответствие,

выполнение, выбор, организация, расчет).
5.6.

Типовые

задания

для

экзамена

(квалифиционного)

по

ПМ

разрабатываются после уточнения показателей. Задания могут быть
рассчитаны на проверку как профессиональных, так и общих компетенций, а
также на комплексную проверку профессиональных и общих компетенций.
При формировании заданий общие и профессиональные компетенции
группируются так, чтобы задание одновременно подразумевало проверку
обеих групп компетенций.
5.7.Типовые задания должны носить компетентностноориентированный,
комплексный

характер,

т.к.

компетенция

проявляется

в

готовности

применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в
которых они формировались. Это означает направленность заданий на
решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий
должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной
деятельности.
5.8. Разработка типовых заданий должна сопровождаться установлением
критериев для их оценивания. Совокупность оценочных критериев может
быть оформлена как экспертный лист.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 11 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

РМТ-СК-П- 87-2019

5.9. Формулировка типовых заданий должна включать требования к
условиям их выполнения (место выполнения – учебная/производственная
практика

или

непосредственно

экзамен

(квалификационный);

время,

отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом
выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.).
Выбор условий зависит от типа доказательства достоверности результата,
достигнутого обучающимся.
5.10. В пояснительной записке (паспорте) КОС необходимо указать и
обосновать

предпочтительную

форму

экзамена

(квалификационного):

выполнение задания, защита курсового проекта. Выбор курсового проекта в
качестве формы экзамена возможен в том случае, когда его выполнение
связано с целевым заказом работодателей, опирается на опыт работы на
практике,

отражает

уровень

освоения

закрепленных

за

модулем

компетенций. Если при таком варианте проведения экзамена возникает
необходимость дополнительной проверки сформированности отдельных
компетенций, нужно предусмотреть соответствующие задания.
5.11. Задания для экзамена (квалификационного) могут быть 3 типов:
· задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в
целом;
· задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих
определенному разделу модуля;

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 12 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

РМТ-СК-П- 87-2019

· задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального
модуля.
6. Разработка типовых заданий
6.1. Разработка типовых заданий для поэтапной проверки теоретического
курса ПМ и результатов прохождения практики выполняется с учетом
следующих положений:
· при составлении заданий оценивается профессионально значимая для
освоения вида профессиональной деятельности информация, направленная
на формирование профессиональных компетенций, указанных в таблице 3.1.
программы профессионального модуля, а также общих компетенций;
· задания на проверку усвоения необходимого объема информации должны
также носить практикоориентированный комплексный характер;
· зачет по учебной и (или) производственной практике может выставляться
на

основании

данных

аттестационного

листа

(характеристики

профессиональной деятельности обучающегося/студента на практике) с
указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их
объема, качества выполнения в соответствии с требованиями организации, в
которой проходила практика; на основе защиты портфолио и т.д.
7. Условия проведения экзамена (квалификационного/ МДК)
7.1. В связи со спецификой профессиональной деятельности формы,
содержание, подробный ход проведения квалификационного экзамена
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 13 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

(экзамена по МДК) разрабатываются предметно-цикловыми комиссиями
колледжа.
7.2. Условия проведения квалификационного экзамена (экзамена по МДК)
создаются в соответствии с реальной производственной ситуацией с учетом
специфики специальности.
Например, экзамен может проводиться в два этапа :
1 этап – проходит одновременно для всей учебной группы. Задания
предусматривают последовательную проверку нескольких компетенций.
Ответы предоставляются письменно: в электронном виде на электронных
носителях/ бумажных носителях. Проверка результатов происходит без
присутствия

обучающихся.

Количество

вариантов

заданий

для

экзаменующихся – по числу студентов в группе. Время выполнения задания
– 2 академических часа (по 45 минут) без перерыва.
2 этап – индивидуальные задания для экзаменующихся в форме кейсов,
выполняются устно в присутствии членов экзаменационной комиссии.
Задание

предусматривает

всех/нескольких

компетенций

одновременную
в

составе

проверку
ВПД

(ПМ).

освоения
Возможны

дополнительные вопросы и/или собеседование. Этап проводится по
подгруппам в количестве 8 человек. Количество вариантов задания для
экзаменующихся – 8. Время выполнения задания на подгруппу – 4
академических часа (3 часа).

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 14 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Оборудование:
1 этап – компьютеры с предустановленными заданиями по количеству
экзаменующихся.
2 этап – раздаточные материалы (кейсы), справочная литература, компьютер
с выходом в Интернет (1-2 на подгруппу), бумага, ручки каждому студенту.
Приложение:
Структура содержания КОС.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 15 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

1 Лист регистрации изменений
Номер
Номера листов
Основание
изменедля
Подпись
замене новых аннулир
ния
внесения
нных
ованных
изменений

Ф.И.О.

Дата

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

Дата
введения
изменен
ия

стр. 16 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ РБ « РМТ»
_____________ В.Ю.Киреев
«_____»_____________20___г.

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02. ПРОДАЖА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир
на базе среднего общего образования
очная форма обучения

2013
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 17 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

РМТ-СК-П- 87-2019

Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики
Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум».

Разработчики:

1.Ивакина Наталья Викторовна, преподаватель ГАПОУ РБ « РМТ».
2.Камышан Мария Сергеевна, мастер п/обучения ГАПОУ РБ « РМТ».

Эксперты от работодателя:
ИП Курбатова Т.М.
(место работы)

Директор
(занимаемая должность)

__________
(подпись)

Т.М.Курбатова
(инициалы, фамилия)

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 18 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Общие положения
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к
выполнению
вида
профессиональной
деятельности
_____________________________________________________________________________
и
составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции,
формирующиеся
в
процессе
освоения
ОПОП
профессии
_____________________________________________________________________________
Формой
аттестации
по
профессиональному
модулю
является
экзамен
(квалификационный).
Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной
деятельности освоен / не освоен».

1. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке
1.1. Профессиональные и общие компетенции
В результате контроля и оценки по профессиональному модулю осуществляется комплексная
проверка следующих профессиональных и общих компетенций:
ПК
ОК

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 19 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Таблица 1

Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
ПК

Основные показатели оценки результата

ПК

Таблица 2
Результаты ( освоенные общие
компетенции)

Основные показатели оценки результата

ОК

ОК.

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 20 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Таблица 3.
Профессиональные + общие
компетенции

Основные показатели оценки результата

ПК
ОК

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 21 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

1. 2. Иметь практический опыт – уметь – знать
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ПО1
уметь:
У1
У2
У3
У4
У5
У6
У7
У8
знать:
З1
З2
З3
З4
З5
З6
З7
З8
З9
З10
З11
З12
З13

2. Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 22 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

РМТ-СК-П- 87-2019

Таблица 4

Элемент модуля

Формы промежуточной аттестации

МДК 02.01
Раздел 1.
Раздел 2.

экзамен

УП
ПП
ПМ

дифференцированный зачет
дифференцированный зачет
Экзамен (квалификационный)

3. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля
3.1.Общие положения
Основной целью оценки теоретического курса профессионального модуля является
оценка

умений

и

знаний

по

разделам

междисциплинарного

курса

___________________________________________________________________________
Оценка изучения теоретического курса профессионального модуля осуществляется с
использованием следующих форм и методов текущего контроля: устный опрос, тестирование,
оценка выполнения практических работ, оценка выполнения самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация по разделу 1 МДК 02.01 «Товароведение продовольственных
товаров» и разделу 2 «Техническое оснащение организаций торговли» проводится в форме
экзамена.
3.2. Типовые задания для оценки освоения МДК
Типовые задания для оценки знаний и умений по МДК 02.01 «Розничная торговля
продовольственными товарами» представлены в приложении 1.
3.3. Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 23 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

3.3.1. Критерии выполнения практического задания:
­
­
­
­
­
­

правильность приемов работы и рациональная организация труда и рабочего места;
соблюдение технических требованийи других качественных показателей времени;
соблюдение правил техники безопасности;
степень самостоятельности при выполнении задания;
знание теоретического материала и умение применять его на практике;
культура торгового облуживания.

3.3.2. Критерии оценки теоретических знаний:
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся:
полностью овладел программным материалом;
уверенно применяет полученные знания на практике;
знает устройство и назначение основных видов торгового оборудования;
знает правила безопасного использования торгового оборудования;
допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию
преподавателя
умеет:
­ организовывать рабочее место;
­ обслуживать покупателей в соответствии с нормативной документацией;
­ самостоятельно, уверенно и безошибочно применять полученные знания в решении
проблем на творческом уровне;
­
­
­
­
­

Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся:
­ полностью овладел основным программным материалом, но отвечает материал с
небольшими затруднениями;
­ допускает ошибки второстепенного порядка;
­ подтверждает ответ конкретными примерами;
­ правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя;
­ умеет самостоятельно выделять главное в изученном материале, обобщать, делать
выводы;
­ полученные знания использует в практических заданиях, владеет производственными
навыками, работает без ошибок;
­ не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, первоисточниками
(правильно ориентируется, но работает медленно).
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 24 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся:
­ основной материал знает нетвердо, отвечает неуверенно;
­ требует постоянной помощи преподавателя при выполнении практических заданий;
­ обязательные работы, предусмотренные рабочей программой, выполняет не
всегда своевременно, в процессе выполнения заданий допускает в отдельных случаях
грубые ошибки;
­ в устном ответе, материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда
последовательно, показывая недостаточную формированность отдельных знаний и
умений;
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:
­ систематически допускает грубые ошибки при выполнении практических заданий;
­ не знает и не понимает значительную (или основную) часть программного материала в
пределах поставленных заданий или имеет слабо сформированные и неполные знания и
не умеет их применять;
­ не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
­ не знает правил техники безопасности при работе с оборудованием, при организации
рабочего места.
ЗАДАНИЯ
4. Оценка по учебной и производственной практике
4.1. Общие положения
Целью оценки по учебной и производственной практике является оценка:
1) полученного практического опыта и умений;
2) освоенных профессиональных и общих компетенций.
Оценка по учебной и производственной практике выставляется на основании данных
аттестационного листа (характеристики учебной и профессиональной деятельности студента на
практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема,
качества выполнения в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой
проходила практика.
В период учебной практики обучающиеся закрепляют практические навыки освоения
профессиональных и общих компетенций.
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 25 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

4.2. Виды работ практики и проверяемые результаты обучения по профессиональному
модулю
Оценка
учебной
и
производственной
практики
осуществляется
в
виде
дифференцированного зачета. Типовые задания для оценки знаний и умений по учебной и
производственной практикам представлены в приложении 2.
4.2.1. Учебная практика
Таблица 5
Виды работ

Коды проверяемых результатов
(ПК, ОК, ПО, У)

4.2.2. Производственная практика
Таблица 6
Виды работ

Коды проверяемых результатов
(ПК, ОК, ПО, У)

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 26 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

РМТ-СК-П- 87-2019

4.3 Форма аттестационного листа
Характеристика
учебной и профессиональной деятельности
обучающегося во время производственной практики
Ф.И.О

______________________________________________________,

обучающийся по
профессии ____________________________________________ успешно
прошел
производственную
практику
по
профессиональному
модулю
_____________________________________________________________________________
в
объеме _____ час. с « ___ »____ 20___ г. по « ___ »____ 20___ г.
в организации _____________________________________________________
наименование организации, юридический адрес

ВИДЫ И КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ
Виды и объем работ, выполненные
обучающимся во время практики

Качество выполнения работ в
соответствии с технологией и
требованиями ГОС, ТУ

Отметка о
выполнении

Экспертное заключение
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 27 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Дата «___»____ 20___
г.
Мастер производственного обучения:
_______________________________________________________________
И.О.Ф
Дата «___»____ 20___

г.

Ответственное лицо организации:

_________________________________________________________________
И.О.Ф
МП

5. Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного)
5.1. Общие положения
Экзамен (квалификационный) предназначен для контроля и оценки результатов освоения
профессионального модуля ПМ.02.01 Продажа продовольственных товаров по профессии
100700.01 Продавец, контролер-кассир.
Условием допуска к экзамену (квалификационному) является положительная аттестация
по МДК, учебной и производственной практикам.
Экзамен включает выполнение:
- теоретического задания;
- практического задания;
- защита портфолио.
Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности
освоен/ не освоен».
Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен) на
экзамене квалификационном является положительная оценка освоения всех профессиональных
компетенций по всем контролируемым показателям. При отрицательном заключении хотя бы
по одной из профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной
деятельности не освоен».
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 28 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Оценочная ведомость к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю
представлена в приложении 3.
5.2.Выполнение заданий в ходе экзамена
Задания к экзамену (квалификационному) формируются ориентированными на проверку
освоения вида деятельности (всего модуля) в целом.
Устный ответ должен соответствовать проверяемым компетенциям и показателям оценки
результата данных компетенций.
ВСТАВИТЬ задания по теории
5.4. Защита портфолио
5.4.1. Тип портфолио: смешанный тип
Портфолио работ обучающийся собирает как накопительную папку достижений в течение
изучения всего междисциплинарного курса и прохождения учебной и производственной
практик по профессиональному модулю.
Портфолио работ оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к
отчетным документам (доклад, реферат, сообщение, презентация) и предъявляется
обучающимся до экзамена (квалификационного) как отчет по МДК, учебной и
производственной практикам.

Состав портфолио:
Обязательные документы
1. Доклады, рефераты, презентации по изучаемым темам (индивидуальные задания).
2. Фотографии рабочего места производственной практики, выкладки товара, оформления
витрин, ассортимента товара.
3. Оформление ценников.
4. Оформление расходных и приходных накладных.
5. Составление товарного и кассового отчета.
6. Характеристика учебной и профессиональной деятельности с места прохождения практики.
7. Дневник производственной практики.
Дополнительные материалы:
1. Доклады участников научно-практических конференций.
2. Дипломы
и
свидетельства
за
участие
в
профессионального мастерства по профессии.

олимпиадах

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

и

конкурсах
стр. 29 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

3. Грамоты за спортивные и общественные достижения.
4. Творческое индивидуальное задание по изучаемым темам.
Вопросы к защите портфолио:
1. Ознакомление со структурой торговой организации, ее особенностями
функционирования.
2. Правила охраны труда, техники безопасности в торговой организации.
3. Характеристика ассортимента товаров, имеющихся в торговой организации.
4. Подготовка продовольственных товаров к продаже.
5. Правила продажи товаров.
6. Правила приемки товаров в торговой организации.
7. Подготовка товаров к инвентаризации.
8. Материальная ответственность.
9. Перечень документов, регламентирующих продажу продовольственных товаров

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 30 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

1. Типовые задания к экзамену по МДК 02.01 «Розничная торговля продовольственными
товарами»:
Задание № 1
1. Предмет товароведения. Понятие об ассортименте.
2. Молоко, сливки: пищевая ценность, ассортимент, качество, хранение.
3.Охрана труда. Нормативно-техническая документация.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Типовые задания для дифференцированного зачета по учебной практике
Вопрос № 1.
Дать консультацию покупателю по крупам, имеющимся в ассортименте.

Типовые задания для дифференцированного зачета по производственной практике
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: ПК 2.1, ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 7
Текст задания: торговая ситуация.
К продавцу обращается молодой человек, чтобы продать ему 2 бутылки пива. Продавец подаёт
пиво, берёт деньги и пробивает кассовый чек.
Вопрос: объясните, правильно ли действует продавец, каков алгоритм его правильных
действий? Какой нормативный документ регламентирует продажу спиртных напитков?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 31 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
__________________________________________________________________
ФИО _____________________________________________________________
обучающийся на 1 курсе по профессии
_____________________________________________________________________________
программу профессионального модуля ___________________________________________
в объеме _______час.с «__» ___ 20_ г. по «__ » ___20 _ г.
Результаты промежуточной аттестации по элементам профессионального модуля
Элементы модуля
(код и наименование МДК, код
практик)
МДК

Формы промежуточной
аттестации

УП

Дифференцированный

Оценка

Экзамен
зачет

ПП

Дифференцированный
зачет

Итоги экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю
Коды проверяемых
компетенций
ПК 2.1, ПК 2.3, ПК
2.4, ПК 2.5, ПК 2.6,

Показатели оценки результата

Оценка (да /
нет)

Подготовка рабочего места в соответствии с
инструкцией-заданием.

ПК 2.7, ОК 1, ОК 2,
ОК 3, ОК 7, ОК 8

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 32 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Презентация портфолио достижений
Использование информационных технологий при защите портфолио
работ
Умение связно излагать доклад
Творческий подход к оформлению портфолио работ

Дата «___» ____20____г.

Подписи членов экзаменационной комиссии:

_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 33 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
Задание № 1
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. При ответе на теоретический вопрос (часть А) используйте знания, полученные на
теоретических занятиях, учебной и производственной практиках.
3. При выполнении практического задания (часть Б) опирайтесь на опыт, приобретенный при
прохождении производственной практики.
4. Защита портфолио - это творческий отчет обучающегося за период изучения
профессионального модуля.
Последовательность и условия выполнения частей задания:
1. Подготовьте рабочее место экзаменующегося:
­ подберите несколько образцов товара для объяснения рабочей ситуации;
­ изучите маркировочное обозначение товара и используйте эту информацию при ответе;
­ заполните необходимые бланки рабочей документации;
­ подготовьте портфолио достижений к его презентации.
Вы можете воспользоваться: натуральными образцами товаров, каталогами, планшетами, при
необходимости имеющимся в кабинете оборудованием.
Максимальное время выполнения задания – 20 мин.
Текст задания:
Часть А (теоретическая часть) – дать полную характеристику крупы: пищевая ценность, виды,
ассортимент.
Часть Б(практическая часть) – предложить покупателю имеющиеся в ассортименте вина и дать
аргументированную консультацию.
Часть В(творческая часть) – защита портфолио: устно, аргументировано.
Раздаточные и дополнительные материалы: Натуральные образцы, каталог.

Дополнительная литература для экзаменатора
Дополнительные вопросы для экзаменующихся:

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 34 из 35

Министерство образования и науки РБ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Система качества
РМТ-СК-П- 87-2019

Положение
«О контрольно – оценочных средствах – оценке результатов освоения
профессиональных модулей»

Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространенно в
качестве официального издания без разрешения РМТ

стр. 35 из 35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».