Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Новобрянский филиал

Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные
для использования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью
которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный
процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и
духовной культуры, которые используются при решении педагогических
задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют
повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал
в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и
мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В учреждении используются средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и
т.д.);
Визуальные (зрительные):
 таблицы по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам;
 карты по истории и географии;
 картины по русскому языку, литературе, истории;
 портреты по всем учебным предметам;
 натуральные объекты по биологии;
 модели,

муляжи

по

общеобразовательным

и

профессиональным

дисциплинам;
 лабораторное

оборудование

профессиональным дисциплинам;
Аудиальные (слуховые):
 магнитофоны;
 музыкальный центр;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
 звуковые фильмы;

по

общеобразовательным

и

Средства, автоматизирующие процесс обучения:
 компьютеры;
 мультимедийное оборудование;
 интерактивная доска
Словесные:
 учебники;
 художественная литература;
 словари;
 другая необходимая литература
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты
материальной и духовной культуры, которые используют для решения
воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом
связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности
воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в
образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или
письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в
общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося,
индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои
воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на
качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в
которых он должен определенным образом сориентироваться.
в) классные часы, праздники и мероприятия, проводимые в техникуме.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность обучающегося, в результате которой он
усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих

воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование
отношения обучающегося к предметам и явлениям окружающего мира. В
ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают
содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы,
личность педагога, его отношение к обучающимся, учебному предмету и
всему миру, а также обстановка в группе и техникуме.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно
повышается, когда на занятии практикуется так называемая совместная
продуктивная деятельность обучающихся. В основе такой деятельности
лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия
совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты;
д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е)
совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж)
проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность обучающихся становится продуктивной, если она
осуществляется при условии включения каждого обучающегося в решение
задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также
при активном его сотрудничестве с педагогом и другими обучающимися.
Личностно-развивающие

возможности

совместной

учебной

деятельности обучающихся повышаются при следующих условиях: 1) в ней
должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она
должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3)
социальная

роль

ребенка

в

процессе

совместной

деятельности

и

функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль
подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть
эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к
неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3. Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что
достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то
потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется
через:
 дежурство по группе, техникуму;
 учебную и производственную практику.
4. Игра как средство воспитания
Используется как в учебной так и во внеучебной системе, организуется
в форме проведения разного рода игр:
 организационно-деятельностные;
 соревновательные;
 сюжетно-ролевые.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».