Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Бичурский филиал

Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные
для использования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых
преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К
средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры,
которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают
реализацию

принципа

наглядности

и

содействуют

повышению

эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме
наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и
мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В учреждении используются средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и
т.д.);
Визуальные (зрительные):
 таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому
языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным
классам;
 карты по истории и географии;
 картины по русскому языку, литературе;
 портреты по всем учебным предметам;
 натуральные объекты по биологии;


модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике,

 лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Аудиальные (слуховые):
 магнитофоны;
 музыкальный центр;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
 звуковые фильмы;

Средства, автоматизирующие процесс обучения:
 компьютеры;
 мультимедийное оборудование;
 интерактивная доска
Словесные:
 учебники;
 художественная литература;
 словари;
 другая необходимая литература
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты
материальной и духовной культуры, которые используют для решения
воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом
связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности
воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в
образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или
письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в
общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося,
индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои
воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на
качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых
он должен определенным образом сориентироваться.
в) классные часы, праздники и мероприятия, проводимые в техникуме.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает
знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих

воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование
отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе
обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание
изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя,
его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также
обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно
повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная
продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит
учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия
совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в)
фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д)
оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е)
совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж)
проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она
осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в
начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при
активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие

возможности

совместной

учебной

деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней
должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она
должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3)
социальная

роль

ребенка

в

процессе

совместной

деятельности

и

функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль
подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть
эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к
неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3. Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что
достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности
влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через:
 дежурство по классу, школе;
 работа на пришкольном участке;
 летняя трудовая практика
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется
в форме проведения разного рода игр:
 организационно-деятельностные;
 соревновательные;
 сюжетно-ролевые.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».